Бал-маскарад

опера Джузеппе Верди
Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Антонио Соммы по пьесе Эжена Скриба «Густав III Шведский»

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Андрей Кончаловский
Декорации выполнены по эскизам Эцио Фриджерио
Художник по костюмам – Франка Скарчапино
Художник по свету – Виницио Кели
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов
Балетмейстер – Сергей Грицай

Краткое содержание

Действие первое
Богатый особняк в Бостоне. Губернатор города граф Ричард Уорвик принимает посетителей. В хоре славословий тонут голоса заговорщиков Тома и Самуэля, которые планируют убить Ричарда. Паж Оскар приносит список приглашенных на бал. Губернатор видит в нем имя Амелии, в которую давно и тайно влюблен. Однако Амелия замужем, притом за секретарем губернатора и его лучшим другом – Ренато. Появляется и сам Ренато. Он предупреждает графа о заговоре и хочет раскрыть имена предателей. Однако губернатор отказывается что-либо слушать о своих недоброжелателях. Вошедший верховный судья просит губернатора поставить подпись на приказе об изгнании колдуньи Ульрики из города. Паж вступается за гадалку, восторгаясь ее даром прорицания. Ричарда все это забавляет, и он решает отправиться к Ульрике инкогнито, чтобы самому испытать силу ее пророчеств. Приближенных он приглашает с собой.
Хижина Ульрики. Колдунья ворожит гостям. Она предсказывает матросу Сильвано, что губернатор скоро повысит его и наградит. Переодетый в рыбака Ричард подбрасывает матросу кошелек и указ о повышении. К Ульрике приходит и Амелия. Она признаётся, что влюблена, и просит помочь ей избавиться от преступной страсти. Колдунья велит незнакомке отправиться на пустырь, где приводят в исполнение смертные приговоры, и нарвать там волшебной травы, дающей забвение. После того как Амелия уходит, сам Ричард просит Ульрику погадать ему по руке. Гадалка предсказывает ему скорую смерть, но не в бою, а от того, кто первым пожмет ему руку. Этим человеком оказывается Ренато. Он пришел позже всех и, здороваясь с графом, протянул ему руку. Никто, однако, не верит, что честный Ренато может стать убийцей. Надеясь на лживость предсказаний Ульрики, собравшиеся во главе с благодарным Сильвано поют губернатору хвалебный гимн.

Действие второе
Полночь. Пустырь за городом. Амелия бродит в поисках волшебной травы и наталкивается на Ричарда, который тайно следовал за ней. Он открывает ей свои чувства. Амелия в слезах умоляет его уйти, но и она в конце концов признаётся в любви. Ричард счастлив, однако обоих влюбленных терзают муки совести. Внезапно на пустыре показывается Ренато, который ищет губернатора, чтобы предупредить о готовящейся на него засаде. Под густой вуалью он не узнаёт жену. Ричарду приходится скрыться, обменявшись со своим секретарем плащами. Он взял с друга клятву позаботиться о спутнице – проводить ее в город, не пытаясь выяснить, кто она. Это обещание мешают исполнить появившиеся Том и Самуэль. Обнаружив, что Ричард скрылся, они стремятся выяснить, с кем он встречался ночью на пустыре. Ренато пытается защитить незнакомку, но тщетно. Когда заговорщики начинают угрожать Ренато, Амелия сама приподнимает вуаль. Пораженные Том и Самуэль надсмехаются над опозоренным мужем. Горя жаждой мести, Ренато договаривается с ними о встрече на следующий день.

Действие третье
Кабинет в доме Ренато. Разъяренный супруг грозит Амелии смертью, но, вняв ее мольбам, позволяет жене последний раз взглянуть на сына. Оставшись в одиночестве, Ренато приходит в себя и понимает, что должен мстить не жене. Входят Том и Самуэль. Ренато объявляет о готовности присоединиться к их заговору. Чтобы убедить соучастников в серьезности своих намерений, он клянется жизнью сына.
Амелию, не посвященную в план действий, заставляют вытянуть жребий – записку c именем того, кто должен будет заколоть Ричарда. Им оказывается Ренато.
Появляется Оскар с приглашением на бал, назначенный на вечер того же дня. Ренато решает, что это подходящий момент для возмездия – маска поможет совершить убийство. Заговорщики придумывают костюмы и пароль. Встревоженная Амелия догадывается, что Ричарду угрожает опасность, но не знает, как предупредить его, не выдав мужа.
Тем временем граф принимает решение навсегда расстаться c Амелией. Он хочет отправить ее вместе c мужем в Англию. Дурные предчувствия сменяются желанием встретиться c любимой еще раз. Оскар передает Ричарду записку от неизвестной дамы, которая просит графа не появляться на балу, поскольку его попытаются там убить. Но Ричард не обращает внимания на предупреждение: единственное, чего он жаждет, – увидеть Амелию в последний раз.
Зал во дворце губернатора. Бал-маскарад в разгаре. Ренато, узнав от Оскара, в каком костюме граф, ищет его среди гостей и находит в тот момент, когда он прощается c Амелией. Ренато наносит другу смертельный удар. Умирая, Ричард уверяет Ренато в благородстве его жены, рассказывает, что принял решение расстаться с ними обоими, и на пороге вечности прощает своих убийц.

Совместная постановка с Фестивалем Верди, Италия

Мировая премьера: 17 февраля 1859 года, театр Аполло, Рим
Премьера в России, премьера в Большом (Каменном) театре: 17 ноября 1861 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета (Мариинском): 25 марта 1927 года (на русском языке)
Премьера постановки:
31 января 2001 года – театр Реджо, Парма, Фестиваль Верди
13 мая 2001 года – Мариинский театр


Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория: 12+
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)