Луиза – Изабелла Андриасян
Клара – Дарья Рябоконь
Дуэнья – Злата Булычёва
Дон Жером – Евгений Акимов
Дон Антонио – Клим Тихонов
Дон Фердинанд – Ярослав Петряник
Мендоза – Денис Беганский
27 августа 2025 года ушел из жизни оперный певец Сергей Николаевич Алексашкин, который прослужил на сцене Мариинского театра тридцать шесть лет.
Уроженец небольшого села Саратовской области, Сергей Алексашкин в 1982-м окончил Саратовскую консерваторию и вскоре поступил в труппу Саратовского театра оперы и балета. Важным этапом его профессионального становления была стажировка в миланском театре Ла Скала, где молодой певец провел сезон 1983–1984 годов. Переломным в творческой судьбе артиста оказался 1989 год, когда он прошел прослушивание у Валерия Гергиева, недавно возглавившего Кировский театр. Сергей Алексашкин был принят в труппу и стал ее ведущим солистом, незаменимым участником множества постановок, исполнителем ключевых партий русского и зарубежного оперного репертуара. Носитель легендарной русской басовой традиции, он объездил с труппой Мариинского театра весь мир, всюду вызывая восхищение слушателей.
На мариинской сцене Сергей Алексашкин воплотил более сорока партий. Его талант особенно ярко раскрывался в русских операх – от Глинки до Щедрина. Артист пел Ивана Сусанина, Руслана, Бориса Годунова, Варлаама, Ивана Хованского, Кончака, князя Галицкого, участвовал в премьерах постановок «Мазепы» (Кочубей), «Царской невесты» (Малюта Скуратов), «Садко» (Окиян-море), «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (князь Юрий Всеволодович), «Золотого петушка» (царь Додон). Менее многочисленны, но не менее значимы работы Сергея Алексашкина в итальянских, французских, немецких операх. Он умел с одинаковым мастерством перевоплощаться в могущественного короля и простака-слугу, служителя культа и инфернального злодея…
Щедринская коллекция Мариинского театра складывалась при активном участии Сергея Алексашкина. На премьере постановки «Мертвых душ» в 2011 году артист выступил в роли Собакевича; критика восторгалась колоритным «апломбом постаревшего партработника», которым Алексашкин наделил своего персонажа. В концертных исполнениях оперы Щедрина «Боярыня Морозова» Сергей Алексашкин регулярно пел царя Алексея Михайловича.
В 2007 году Сергей Николаевич участвовал в российской премьере оперы Щедрина «Очарованный странник» в только что открытом Концертном зале Мариинского театра. Солист пел центральную партию – Ивана Северьяновича Флягина – и Рассказчика. Через год, когда опера Щедрина по повести Лескова получила сценическое воплощение, обе басовые партии в ней вновь исполнил Сергей Алексашкин. Его великолепная работа получила высокую оценку из уст самого композитора. В дальнейшем артист постоянно участвовал в исполнениях «Очарованного странника» и на петербургской сцене, и на гастролях. «Сергей Алексашкин (Флягин) мастерски пользуется своим величавым басом, – писал один из московских оперных обозревателей, – ему подвластно и эпическое повествование, и краткие, но яркие всполохи страстей». В 2010 году запись «Очарованного странника», сделанная во время премьерного исполнения, вышла на лейбле Mariinsky. Диск трижды номинировался на премию «Грэмми»; в пении Сергея Алексашкина критика отмечала «большое благородство и силу». Сегодня «очарованного странника» в Мариинском поют другие солисты, однако эталонное исполнение Сергея Алексашкина навсегда останется в памяти благодарных зрителей и в истории театра.
Мировая премьера: 3 ноября 1946 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера постановки: 14 сентября 1996 года
Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Обручение в монастыре» – опера, которая, с момента мировой премьеры на сцене Кировского театра в ноябре 1946 года, лишь однажды ненадолго покинула его репертуар. Написанная Прокофьевым в 1940-м и поначалу предназначенная московскому Театру им. Станиславского, она увидела свет рампы в Ленинграде и шла под названием «Дуэнья» (сам Прокофьев в черновиках обозначал ее «Мендоза»). Остроумный спектакль Ильи Шлепянова в сценографии Татьяны Бруни, музыкальным руководителем которого был Борис Хайкин, получил восторженный отзыв автора, но радовал публику недолго: в 1948 году, после партийного постановления «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели» и гонений на Прокофьева, его сняли с репертуара. Новую постановку осуществил в 1961-м Алексей Киреев. Легкое и прозрачное «Обручение в монастыре» в декорациях и костюмах Теодоры Шорр и Ирины Кустовой с теплом вспоминают несколько поколений ленинградских зрителей. Нынешнее «Обручение» (1996) – третье на мариинской сцене. Эта работа режиссера Владислава Пази и художницы Аллы Коженковой представляет их узнаваемый стиль: пышная карнавальность, избыточная декоративность, которые так подходят яркой, жизнерадостной музыке Прокофьева.
«Дуэнья» была создана Прокофьевым стремительно и легко. Композитор сам писал либретто, переводя с английского и адаптируя пьесу Ричарда Бринсли Шеридана (1775), которая, в свою очередь, также была написана как либретто для комической оперы (возможно, отсюда ее архаически четкая номерная структура). Прокофьев насытил текст шутками, комедийными сценами, пародийными цитатами («Твоя законная жена, я буду век тебе верна», – заявляет Дуэнья в финале одураченному Мендозе). Но при этом усилил и лирическую линию, написав для всех влюбленных роскошные ансамбли, пленительные серенады, нежные ариозо, ариетты и романсы. Как и положено комической опере, действие в ней расцвечено жанровыми номерами: танцами масок на ночном карнавале, шуточным домашним концертом у дона Жерома и даже музыкальной эксцентрикой в финале – номером с аккомпанементом на бокалах. Подлинный реквизит 1946 года – бокалы, одобренные самим Прокофьевым, – используется в спектакле и сейчас. Анна Петрова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Прокофьев в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)