Данила – Евгений Коновалов
Катерина – Мария Ширинкина
Хозяйка Медной горы – Рената Шакирова
Северьян – Александр Сергеев
Молодая цыганка – Ольга Белик
Молодой цыган – Наиль Еникеев
«Каменный цветок» хранит печать таланта Анатолия Гридина, одного из создателей этого балета – первого исполнителя партии Северьяна. С ним хореограф Юрий Григорович искал точные жесты, рисующие характер героя, придумывал его походку, вылепливал пластический портрет персонажа, о котором не слишком щедрый на похвалы мэтр – Федор Лопухов – скажет: «Это и есть образ в танце». Молодой хореограф сочинял свой первый большой спектакль с совсем молодыми артистами. Для Анатолия Гридина, четыре сезона работавшего в труппе, как и для каждого из квартета исполнителей главных партий, «Каменный цветок» был первым опытом создания роли – не интерпретации давно существующих текстов, а сочинения образа. Работа над ролью грубого злодея увлекла вдумчивого артиста. Через три года новой удачей его творческого поиска с Григоровичем стал Визирь в «Легенде о любви» – мастерски выстроенный психологически и точно решенный танцем портрет беззаветно и безнадежно любящего героя.
А начинал свой профессиональный путь сибиряк Анатолий Гридин в студии при Новосибирском театре оперы и балета. Освоив азы классического танца и уже став артистом местного театра, он поехал в Ленинград – познавать тонкости любимой профессии в лучшей школе. В Ленинградское хореографическое училище его приняли в предвыпускной класс, и за два года учебы Гридин подчинил свой темперамент академической манере – в 1952-м он окончил училище с пятеркой по классике, станцевал на выпускном спектакле Солора в pas d’action из «Баядерки» и был принят в труппу Театра им. С. М. Кирова.
Еще в школе почувствовав вкус к характерному танцу, Анатолий Гридин с первых месяцев службы в театре выходил на сцену в характерном репертуаре – в Испанском в «Лебедином озере», Фанданго в «Дон Кихоте», национальных танцах в операх. Работа над «Каменным цветком» раскрыла его актерский потенциал. Успех в балетах Григоровича проложил дорогу к крупным ролям. Несколько лет азартный актер Гридин был бессменным Тибальдом в «Ромео и Джульетте» на родной сцене и даже исполнил эту партию в спектакле Большого театра. Он танцевал Эспаду, Ротбарта, Ганса, фею Карабос, находя свои краски в давно знакомых шедеврах. В новых спектаклях Константин Сергеев, Олег Виноградов доверяли ему роли, требующие силы характера на сцене, актерской воли и выразительности пластики: Мако в «Тропою грома», Император в «Зачарованном принце», Директор департамента в «Ревизоре». Запоминающихся острохарактерных персонажей создал Гридин в балетах Якобсона: Ваньку в «Двенадцати», Присыпкина в «Клопе», Африканца в «Спартаке», одного из героев в миниатюре «Сильнее смерти». Не случайно, организовав свою труппу «Хореографические миниатюры», Леонид Якобсон пригласил его работать педагогом-репетитором. К счастью, кинокамера запечатлела энергию танца Гридина, и сегодня можно восхищаться органикой его удалого кучера в якобсоновской «Тройке» и невольно выравнивать спину при виде холодноватой надменности Его сиятельства в «Анюте» Владимира Васильева.
Любовью к танцу Анатолий Васильевич делился на уроках с воспитанниками Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой; он преподавал в Варшаве, Лейпциге, а завершив сценическую карьеру, работал балетмейстером-репетитором в Кировском театре, вдохновляя молодых артистов своим азартом, открытой, обезоруживающей улыбкой и горением глаз.
Сегодня балетную династию, начатую Анатолием Васильевичем Гридиным и его супругой, солисткой Кировского театра Ириной Леонидовной Баженовой, в Мариинском театре продолжают их дочь Елена Баженова и внучка Дария Широкова. Ольга Макарова
Премьера балета Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского – 12 февраля 1954 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Юрия Григоровича – 22 апреля 1957 года, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера возобновления в Мариинском театре – 6 декабря 2016 года
Продолжительность 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Петербургский балет живет легендами. О них вспоминают, ими гордятся, их стараются вернуть к жизни. «Каменный цветок» – одна из них, легенда с почти 60-летней историей.
Для создателей этого балета поставленный в 1957 году «Каменный цветок» остался в памяти лучом света, света первых серьезных творческих побед. У Юрия Григоровича это была первая крупная постановка в театре, да еще и на русскую тему, на музыку любимого Прокофьева. А кроме того именно в этой работе сложился творческий тандем с художником Симоном Вирсаладзе, на долгие годы определивший их взаимный успех. Первым исполнителям, совсем молодым и известным тогда лишь в балетных кругах Ирине Колпаковой, Алле Осипенко, Александру Грибову и Анатолию Гридину, «Каменный цветок» сделал имена. Они впервые стали создателями ролей – не интерпретаторами давно существующих текстов, а сочинителями образов. Придуманные персонажи раскрыли их индивидуальности, об артистах заговорили. Да и в контексте истории русского балета «Каменный цветок» оказался лучом света – шагом прочь из нетанцевальности драмбалета. Сегодня с высоты прошедших лет это очевидно. А тогда в 1957-ом никаких революций никто намеренно не готовил, просто молодой хореограф и молодые артисты делали то, что им было интересно, а их интересы отличались от предпочтений поколения 1930-1940-х.
«С большим теплом вспоминаю я те часы, когда вместе с главными исполнителями мы почти не выходили из репетиционного зала, – писала репетитор нового балета Татьяна Вечеслова, – да и весь наш досуг был наполнен мыслями о спектакле. ‹…› Времени не хватало – для работы, разговоров, споров»*. Для только что закончившей танцевать Вечесловой «Каменный цветок» стал первым репетиторским опытом, у нее тоже этим балетом начинался новый путь. Для художника Вирсаладзе спектакль по сказкам Бажова стал новой страницей творческой географии. Готовясь к постановке, они с Григоровичем ездили на Урал, и грузин Вирсаладзе открывал для себя не привычную ленинградскую, а деревенскую, народную Россию.
Эта общая увлеченность поиском нового, помимо таланта каждого из создателей, стала одной из составляющих легенды. А легендой «Каменный цветок» очень скоро сделал его успех. Вдохновляющая похвала за «симфоническое повествование» от мудрого старшего наставника, авторитетнейшего хореографа Федора Лопухова, когда-то этот симфонизм в танце в своих постановках искавшего. Отзыв о «согласии, гармоничном слиянии музыки, хореографии и декорационного оформления» от композитора Дмитрия Шостаковича, не понаслышке знавшего, что такое работа с балетом. Обширную коллекцию похвал пополнили и впечатления режиссера Юрия Завадского. Удостоиться высоких оценок первых лиц профессии удается далеко не каждому новичку, а Григоровича «Каменный цветок» привел в Большой театр – уже в 1959 году спектакль был перенесен в главный театр страны. В Ленинграде, если верить сухим цифрам театральной статистики, в течение тридцати лет «Каменный цветок» оставался одним из самых посещаемых спектаклей, с 1957 по 1991 год его исполнили 191 раз. Вплоть до начала 1990-х легенда вдохновляла все новых и новых исполнителей.
А для артистов поколения 2010-х, знающих о «Каменном цветке» лишь по рассказам и красивым старым фотографиям на школьных стенах, сегодня само имя Григоровича – легенда, синоним громкой славы советского балета. Замечания, да и просто присутствие в зале человека, лично знакомого со Стравинским, видевшего на сцене танцующего Баланчина, слушавшего рассказы Лифаря о постановке «Блудного сына» – это возможность прикоснуться к легенде. Ольга Макарова
* Вечеслова Т. Я – балерина. Л.-М.: Искусство, 1964. С.239.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)