Санкт-Петербург, Концертный зал

Беатриче ди Тенда (концертное исполнение)

опера Винченцо Беллини

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


опера Винченцо Беллини

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Перенос концерта с 20 марта, 24 сентября, 12 декабря 2020 года

Музыка Винченцо Беллини
Либретто Феличе Романи

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Концертмейстеры: Ксения Исаева, Юрий Кокко, Анатолий Кузнецов, Яна Русинова
Хормейстер – Павел Теплов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты Академии молодых оперных певцов:
Филиппо Мария Висконти – Григорий Чернецов
Беатриче ди Тенда – Антонина Весенина
Аньезе дель Майно – Регина Рустамова
Оромбелло – Дмитрий Воропаев

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Федерико Санти


Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. KG (Майнц)

Краткое содержание

Действие происходит в 1418 году в замке Бинаско близ Милана.

Предыстория
Филиппо Висконти, женившись на вдове кондотьера Фачино Кане, графине Беатриче ди Тенда, присоединил ее богатейшие владения. Вскоре он предпочел ей юную красавицу Аньезе дель Майно.

Действие первое
На празднике в замке Филиппо объявляет придворным, что разводится с женой. Он слышит издалека голос Аньезе, поющей любовный романс, и признаётся в своем чувстве. Но Аньезе пылает страстью к Оромбелло. Подстроив благодаря подложному письму ночное свидание, она узнаёт о любви Оромбелло к Беатриче. Тщетно ее просит Оромбелло не причинять вреда Беатриче – уязвленная женщина клянется отомстить. В саду, среди наперсниц, Беатриче оплакивает свою судьбу. Появляется Филиппо. Он предъявляет якобы найденные у нее тайные послания подданных и письмо Оромбелло – и обвиняет Беатриче, которую оклеветали Аньезе и Ридзардо, в двойной измене: она неверная жена и подстрекательница к мятежу. Страдающая Беатриче в уединенной части замка просит прощения перед статуей первого мужа за новый брак. Она говорит: «Я всеми покинута» – и слышит от подошедшего Оромбелло: «Всеми, но не мной!» Он на коленях умоляет любимую бежать и обещает поддержку вассалов в борьбе против тирана, однако Беатриче отказывается и хочет удалиться, чтобы не вызывать подозрений. В этот момент их застает Филиппо, приведенный Аньезе. Вина жены доказана. Беатриче и Оромбелло, заявляющий, что герцогиня не виновна, брошены в тюрьму.

Действие второе
В галерее перед трибуналом придворные сообщают, что Оромбелло, не выдержав пыток, оговорил себя и Беатриче. Торжествующий Филиппо на суде обвиняет жену в измене и заговоре. Оромбелло опровергает вырванное признание, и герцог грозит ему и Беатриче новыми пытками. В ужасе от последствий своего коварства Аньезе приходит просить о милости к подсудимым, но Филиппо неумолим: процесс будет продолжен. Не получив признания Беатриче, судьи все равно выносят ей и Оромбелло смертный приговор, который герцог должен подписать. Призывы толпы у стен замка к освобождению Беатриче заставляют Филиппо преодолеть последние колебания. Он ставит подпись, настаивая, что приговор осуществлен не по его приказу, а из-за бесчестья жены. У темницы друзья в трауре ожидают казни Беатриче, которая не хочет прощать раскаявшуюся Аньезе, но, услышав молящий голос Оромбелло, смягчается. Не испытывая страха перед земными мучениями, Беатриче в просветлении следует за солдатами на казнь.

О концерте

Оперу «Беатриче ди Тенда» Беллини написал предпоследней – после «Нормы» и перед «Пуританами». Почему этот шедевр остался в тени других сочинений Беллини, на первый взгляд необъяснимо: благозвучная музыка, в центре – великолепный трагический образ оклеветанной страдалицы, а сюжет не разочарует тех, кто идет в театр за сильными эмоциями. Основной конфликт разворачивается между супругами – миланским герцогом Филиппо Висконти (баритон) и его женой Беатриче ди Тенда (сопрано). Беатриче старше мужа на двадцать лет и, как он полагает, мешает его счастью – единению с новой возлюбленной. Нравственно безукоризненная главная героиня попадает в коварно расставленные сети и погибает, перед смертью великодушно простив виновников трагедии. Эту пару дополняет еще одна «бывшая» пара: придворная дама Аньезе (меццо-сопрано) и Оромбелло, синьор из Вентимильи (тенор). Взаимной любви в опере нет: Филиппо любит Аньезе, Аньезе – Оромбелло, Оромбелло – Беатриче, а Беатриче – своего покойного мужа. Таким образом, здесь невозможен традиционный любовный дуэт согласия: два дуэта в первом акте – ссоры. Положенная примадонне роскошная выходная ария звучит в третьей картине первого акта. Это горькое размышление героини о порабощенном народе и муже-деспоте – сплошное наслаждение для оперомана, столько захватывающих колоратурных красот в этой сцене. Беатриче остается в центре внимания до самого конца, она – звезда, она – сверкающий всеми своими гранями бриллиант. Но и злодеи-антагонисты выписаны не плоско: Аньезе раскаивается, а Филиппо перед тем, как утвердить смертный приговор, терзается сомнениями.
Несмотря на жестокости в сюжете, музыка оперы на удивление светла. Здесь царствуют мажорные тональности, благозвучные гармонии, ласкающие слух тембры и, конечно, гибкие, обворожительные мелодии: одним словом, высококлассное итальянское бельканто. Беллини сказал, что его «Беатриче» «достойна своих сестер», – и был, несомненно, прав. Христина Батюшина


Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)