«Уроки любви и жестокости» – третья опера британского композитора Джорджа Бенджамина (р. 1960). Его предыдущая работа, «Написано на коже» (2012), созданная для фестиваля в Экс-ан-Провансе, была поставлена Кэти Митчелл и стала одной из самых успешных современных опер. Объездив полмира, в 2017-м она добралась до России, где, после премьеры в Большом театре, состоялось ее концертное исполнение в Петербурге.
Джордж Бенджамин начал сочинять музыку в семь, в 16 стал учеником Оливье Мессиана. В 1980 году оркестровую пьесу 20-летнего автора исполнили на BBC Proms. Несмотря на звание вундеркинда и успех, первая опера Бенджамина появилась лишь в 2006-м. Это произошло через год после его встречи с теперь уже постоянным соавтором – либреттистом и драматургом Мартином Кримпом. За 40-минутной Into the Little Hill («На маленьком холме») последовала полнометражная «Написано на коже», а в прошлом году в Ковент-Гардене состоялась премьера «Уроков любви и жестокости».
Основой для либретто стала пьеса «Эдуард II» Кристофера Марло, предшественника Шекспира, поэта елизаветинской эпохи. В центре повествования – история взаимоотношений Эдуарда II и Пьера Гавестона, английского дворянина, которого король возвысил при дворе. Эти отношения расстраивают жизнь королевской семьи и ставят под угрозу политическое благополучие страны. Тогда военный лидер Мортимер объединяется с королевой Изабеллой, и для Гавестона и Эдуарда события начинают разворачиваться по смертельно опасному сценарию. Чтобы создать ощущение страха, недоверия и власти, которое исходит от Гавестона, Бенджамин добавляет в оркестр иранский томбак, африканский «говорящий» барабан и венгерские цимбалы. Все они создают чужеродную для остального оркестра акустическую среду и еще одну драматургическую линию.
Постановка «Уроков любви и жестокости» уже снискала одобрение зрителей и критиков в Лондоне. Доедет ли до России спектакль Кэти Митчелл, неизвестно. Но Санкт-Петербургу первому посчастливится услышать новую оперу Джорджа Бенджамина в концертном исполнении.
Приглашенными солистами и Лондонским камерным оркестром будет руководить дирижер Оливер Зеффман, в 2017-м познакомивший петербургскую публику с оперой «Написано на коже» (в том исполнении принимал участие и Росс Рамгобин).
Мария Андрющенко
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Англия, XIV век
Часть первая
Сцена первая. В королевских покоях жесткий и опытный военный лидер лорд Мортимер пытается образумить короля, чье равнодушие к политике и полная удовольствий жизнь повергли страну в нищету. Мортимер и любовник короля Гавестон ненавидят друг друга и пытаются манипулировать монархом. По наущению фаворита король грозит Мортимеру полным низвержением и требует от сына, чтобы тот снял кольцо с пальца опального военного и передал Гавестону.
Сцена вторая. Странствуя по королевству, Мортимер видит голод и страдания людей. Он приводит к королеве Изабель свидетелей, которые рассказывают о разорении и смерти их семей. Народ ропщет, сравнивая свою нищету с баснословным богатством правителей. Изабель считает их нужды низменными и бросает жемчужину в уксус. Она требует, чтобы один из жалобщиков выпил уксус с растворенной бусиной. Свидетелем ужасной сцены вновь становится сын королевской четы.
Сцена третья. В дворцовом театре готовятся к спектаклю на библейский сюжет о смерти Саула и его сына Ионафана. Среди зрителей – вся королевская семья, Гавестон и Мортимер. Король просит своего любимца предсказать ему будущее. Прямо во время представления вспыхивает конфликт между Гавестоном и Мортимером. Король останавливает спектакль и повелевает арестовать Мортимера. Никто не выполняет его приказ.
Сцена четвертая. Потрясенный король читает письмо с описанием убийства Гавестона. Изабель тщетно пытается добиться внимания супруга. Король клянется отомстить Мортимеру за смерть Гавестона. Изабель объявляет о своем решении забрать детей и уйти к Мортимеру.
Часть вторая
Сцена пятая. Мортимер преподносит королевскому наследнику урок жестокости во имя государственных интересов. Он приводит безумца, объявившего себя королем, и на глазах мальчика душит его. Мать не позволяет сыну отвернуться. Мортимер и королева планируют государственный переворот.
Сцена шестая. Король содержится под стражей. Мортимер требует от него передать корону сыну: отныне фактическая власть переходит к советникам малолетнего монарха – Мортимеру и королеве. В конце концов король отдает корону узурпатору. Подосланный убийца убивает короля.
Сцена седьмая. В дворцовом театре вновь ожидается представление. Перед закрытым занавесом беседуют Изабель и ее сын, ставший теперь самодержцем. Якобы пересказывая сюжет спектакля, молодой король объявляет королеве о предстоящей страшной казни Мортимера: уроки жестокости дали свои плоды.