Концерт посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося трубача, солиста оркестра Кировского – Мариинского театра Даниила Ильича Гинецинского (1919–2010). В программе концерта – виртуозная музыка для трубы соло и в ансамбле.
Даниил Гинецинский родился в Вологде, в музыкальной семье (его отец – скрипач, ученик Леопольда Ауэра, – был основателем Вологодского музыкального училища; мать – пианистка, окончила Московскую консерваторию у Александра Гедике), там же он получил первые уроки игры на скрипке, трубе и корнете – инструменте, родственном трубе, но с более мягким тембром. Его дальнейшая профессиональная карьера была связана с Ленинградом, где он жил с начала 1930-х. Здесь он занимался сначала у Карла Штейнмиллера – артиста оркестра филармонии, – затем в Ленинградском музыкальном училище у В. Агафонова. Молодой музыкант зарабатывал на жизнь, играя в эстрадных ансамблях, оркестрах кино, а с 1935 года – в оркестре Большого драматического театра. В это же время он обретает первый опыт игры в симфоническом оркестре, по приглашению Штейнмиллера исполняя партии дополнительных духовых инструментов в концертах филармонии. Параллельно с занятиями на трубе Гинецинский продолжал успешно осваивать скрипку и окончил училище по двум специальностям, но в консерваторию поступал уже только как трубач. В консерватории наставником Гинецинского стал Александр Гордон – опытнейший музыкант, начинавший карьеру как солист еще Императорских театров. Высокий исполнительский класс Гинецинского подтвердился в 1941 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах, где он был удостоен диплома, а звания лауреатов среди трубачей тогда получили москвичи Тимофей Докшицер и Георгий Орвид.
В 1939 году, еще студентом консерватории, Гинецинский выдержал конкурс на место солиста в оркестр Кировского театра, где после этого работал без малого полвека, блестяще исполняя сольные партии трубы и корнета в оперных и балетных спектаклях. Опыт скрипичной игры помог музыканту развить певучее, насыщенное звучание, которое не раз отмечали работавшие с ним дирижеры. Именно Гинецинский неизменно исполнял соло корнета в «Неаполитанском танце» из «Лебединого озера» Чайковского, сложнейшие партии трубы в балетах Прокофьева, Хачатуряна, Меликова, Петрова. Отдавая предпочтение корнету, Гинецинский владел всеми разновидностями семейства труб, включая малую трубу и альтовую трубу, партию которой исполнял в операх Римского-Корсакова. Гинецинского приглашали участвовать и в концертах филармонии – в «Итальянском каприччио» Чайковского, «Жизни героя» Рихарда Штрауса и других сочинениях.
Музыкант не ограничивался работой в оркестре, исполняя и сольный репертуар. В 1960-е годы он первым из трубачей в Ленинграде (вместе с коллегами по оркестру Кировского театра) сыграл Второй Бранденбургский концерт Баха, в котором партия трубы написана в чрезвычайно высокой и сложной тесситуре. В его репертуаре была и музыка современных авторов (в составе ансамбля он записал на пластинку концерт Юрия Фалика «Скоморохи»). В 1968 году Гинецинский был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».
Многие годы Даниил Ильич отдал преподавательской работе – в Ленинградской консерватории, школе-десятилетке при ней, обоих музыкальных училищах города. Гинецинский – талантливый композитор, автор множества сочинений для трубы соло и в сопровождении фортепиано, как дидактических (сборники этюдов), так и концертных, сегодня входящих в репертуар многих трубачей.