ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cолист – Дмитрий Ганенко (виолончель)
Молодежный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев
В ПРОГРАММЕ:
Рихард Штраус
Симфоническая поэма «Дон Жуан», соч. 20
Петр Чайковский
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33
Клод Дебюсси
«Море», три симфонических эскиза, L 109
После премьеры симфонической поэмы «Дон Жуан» 25-летний веймарский капельмейстер Рихард Штраус проснулся известным композитором, достойным наследником Вагнера и Листа. Правда, покровительствовавшая ему Козима Вагнер (вдова одного гения и дочь другого) не одобрила легкомыслия темы и ее воплощения. Но это ничего не меняет: Штраус сумел продолжить традицию симфонических поэм Листа и мастерски совладать с огромным романтическим оркестром Вагнера. Кроме того в его музыке слышны легкие отзвуки картины в гроте Венеры из «Тангейзера».
Считается, что источником сюжета для Рихарда Штрауса стали стихи меланхолика и певца «мировой скорби» Николауса Ленау. В 1844 году Ленау начал писать своего «Дон Жуана», будучи безнадежно и безответно влюбленным в жену друга. В том же году он был помещен в лечебницу для душевнобольных, где и окончил свои дни, а от его последнего произведения сохранился лишь отрывок.
«Последний романтик» Рихард Штраус всегда относился к романтическим излишествам с некоторой долей иронии. Может быть, упоминание Ленау – лишь шутка. Ведь в озорной поэме молодого композитора жизненная энергия бьет через край. Его музыка блестяща, легка, и чувство меры еще не изменяет Штраусу, как это иногда случалось позднее.
Анна Булычёва
Симфоническая сюита «Море» (1905) стала не только вершиной творчества Клода Дебюсси, но и шедевром-символом, как говорят сейчас – иконой стиля, названного музыкальным импрессионизмом. Художники-импрессионисты разработали новую технику живописи, основанную на игре коротких мазков и отличающуюся особой трепетностью красочного слоя, а Клод Дебюсси создал свою, совершенно необычную звуковую ткань. В противовес классической музыке, где произведение опирается на четкое разделение рельефа и фона (аккомпанемента), французский композитор придумал смешать рельеф и фон в красочных фактурных звукообразах. Маленькие мелодии появляются и быстро исчезают, сменяясь другими такими же, определяя произведение не больше, чем пена на поверхности морских волн. Водная стихия становится идеальной метафорой стиля Дебюсси. Позже Пьер Булез назовет эти звуковые объекты «фактурными диагоналями»; они смешивают классическое разделение на горизонталь (мелодию) и вертикаль (аккорды) и открывают в музыке ХХ века темброво-сонористическое направление. Эффект, который получил Дебюсси, – эфемерность, эскизность, одухотворенность каждого момента, стремление прочувствовать и прожить во всей полноте каждую деталь, каждый звук. С этим связано и авторское определения жанра «Моря» – симфонические эскизы. Надобность в выстраивании классической композиционной схемы отпадает: композитор относится к форме как к нитке жемчуга, нанизывая звукообразы один за одним.
Оркестровая партитура «Моря» – одна из сложнейших в мировом симфоническом репертуаре, услышать это произведение в живом исполнении является большой удачей.
Даниил Шутко