Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Элис Сары Отт (фортепиано)


Биография Элис Сары Отт


В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт
Девять вариаций на тему менуэта Дюпорта, K. 573

Франц Шуберт
Соната ре мажор, D. 850

Модест Мусоргский
«Картинки с выставки»

Девять вариаций на тему менуэта Дюпора появились во время последнего большого путешествия, совершенного Вольфгангом Амадеем Моцартом, когда он вместе с князем Карлом Лихновским отправился в Северную Германию. В Потсдаме Моцарт встретил потомственного французского виолончелиста Жана-Пьера Дюпора (1741–1818). Его пригласил в Пруссию еще король-флейтист Фридрих Великий, и благодаря урокам Дюпора наследник престола Фридрих-Вильгельм II стал королем-виолончелистом.
С Дюпором Моцарт сразу не поладил. Однако 29 апреля 1789 года написал цикл вариаций на тему его менуэта (хотя у того было множество более серьезных сочинений). Сочинение строго следует классическому плану: сперва мелодия украшается легким орнаментом, после чего наступает черед динамичных преобразований, позволяющих пианисту блеснуть техникой. Затем – чувствительная вариация в миноре, экстатическое возвращение в мажор, возвышенное, словно парящее в воздухе Adagio и быстрый финал (Allegro). На прощание ненадолго возвращается тема менуэта, теперь звучащая не по-дюпоровски поэтично.

Соната ре мажор была сочинена Францем Шубертом в августе 1825 года на курорте Бад-Гаштайн в окружении скал и водопадов. Одновременно композитор работал над большой симфонией до мажор, и соната тоже вышла совсем не камерных масштабов. Посвященная пианисту Карлу Марии фон Боклету, она явно не годилась для любителей, для которых Шуберт так много сделал в своей жизни. Соната была впервые издана в 1826 году как соч. 53. Первая часть начинается будто фантазия, импровизируемая без всякого предварительного плана. Но это иллюзия: все в сонате продумано, все темы связывает глубокое родство –побочная тема рождается из главной в процессе развития. К концу части все ярче проступают приметы охотничьей музыки, с самого начала неявно заложенные в главной теме.
Вторая часть – абсолютно шубертовская во всем. Все богатство музыки здесь тоже рождается из одной темы: это мастерство высочайшего класса. Скерцо решительно порывает всякие прежние связи с менуэтом ради его юного потомка – вальса. На протяжении части влияние вальса все нарастает, и скерцо заканчивается одной из самых обаятельных вальсовых тем Шуберта. Финальное рондо начинается «игрушечно», в духе пьес для механических инструментов. Но в этой «музыкальной шкатулке» спрятано намного больше, чем можно заподозрить в первые мгновения.
Анна Булычева

Летом 1873 года в возрасте 39 лет скоропостижно скончался талантливый русский художник-архитектор, близкий друг Мусоргского Виктор Гартман. В феврале–марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка, в которую вошло около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, – рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. А сo 2 по 22 июня 1874 года Мусоргский создает свой фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Такова краткая история создания одного из самых удивительных и загадочных произведений в русской музыке. В «Картинках с выставки», единственном крупномасштабном, развернутом инструментальном цикле Мусоргского многое необычно даже для самого автора: и обилие контрастных, сказочно-фантастических образов, и принцип написания названий пьес (используется 7 языков) и, наконец, не имеющий аналогов в творчестве Мусоргского светлый торжествующий финал-апофеоз.
При всей своей внешней пестроте цикл «Картинки с выставки» имеет четко выверенную структуру и несет в себе черты инструментальной мистерии, где есть и ад, и рай, есть человек со своими страстями, и есть путь от смерти и мрака к торжеству жизни и света. Рисунки и эскизы Гартмана становятся импульсом к созданию Мусоргским «другой» реальности, композитор словно «заходит» в саму картину, как это иногда показывают в фантастических фильмах, и музыка оживляет картину изнутри, часто то, что слышится, оказывается вовсе не таким, каким видится.
Георгий Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход