Йозеф Гайдн. Симфония № 83 («Курица» из цикла «Парижских симфоний»)
Петр Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
Солист – Готье Капусон (виолончель)
Морис Равель. Павана на смерть инфанты (переложение для альта и струнных Романа Леденева)
Солист – Юрий Башмет (альт)
Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 31 («Парижская»)
Исполняется на коллекционных инструментах мастера XIX века Жана-Батиста Вильома
Йозеф Гайдн. «Парижская» симфония № 83 («Курица»). «Парижские» симфонии Гайдна отмечают поворотный момент в творческой биографии композитора. К середине 1780-х годов Гайдн уже достаточно устал от своих однообразных музыкальных обязанностей на посту капельмейстера князя Эстергази. И в это время композитору поступает заказ на шесть симфонических произведений от парижской масонской «Олимпийской ложи», покровительницей которой была сама французская королева Мария-Антуанетта. Ложа обладала огромным для того времени инструментальным коллективом, славившимся превосходным исполнением, что позволило Гайдну в полной мере продемонстрировать свое феноменальное оркестровое мастерство. Исполненные характерных находок, остроумия и изобретательности, «Парижские» симфонии имели огромный успех у французской публики, и сегодня эти мастерские партитуры составляют гордость репертуара любого оркестра.
П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876). Изысканный виолончельный тембр, выразительный и в то же время благородный, пользовался огромной любовью у русских композиторов XIX века. Музыкальные вечера, регулярно устраиваемые в дворянских усадьбах, редко обходились без его участия: помимо инструментальных пьес различного состава, богатый и красивый голос виолончели часто солировал в вокальных сочинениях, выступая в дуэте с певцом. «Вариации на тему рококо» – замечательный образец объединения в одном произведении двух манер: концертно-виртуозной и камерно-бытовой. Вопреки определенным аллюзиям на музыку XVIII столетия – и прежде всего стиль Моцарта, благоговейно чтимого русским мастером, – тема «Вариаций» абсолютно оригинальна. Развиваясь на протяжении произведения, она словно проходит вековой путь музыкальной истории, перекидывая мост из моцартовской эпохи во время, когда жил и творил Чайковский. «Великолепно! Вот, наконец, настоящая музыка!» – воскликнул Лист после прослушивания нового опуса русского композитора на музыкальном фестивале в Висбадене. | Морис Равель. Павана на смерть инфанты (1899). Одну из самых популярных своих фортепианных пьес Равель написал в студенческие годы. Это вторая из его опубликованных работ. «Павана» быстро приобрела известность, чему в немалой степени способствовало интригующее название пьесы. Кем была эта умершая инфанта, вдохновившая творческую фантазию молодого Равеля? Сам композитор всегда уверял публику, что ее образ – не более чем плод его воображения, а само сочинение – всего лишь «медленный испанский танец, который могла танцевать маленькая принцесса в прежние времена». Действительно, единственно реально вовлеченной особой аристократического рода была княгиня де Полиньяк, хозяйка салона и покровительница искусств, которой Равель посвятил эту пьесу. Тонкое очарование светлой и печальной лирики сочинения, его прекрасная пластичная мелодия неизменно находили путь к сердцам аудитории. Трудно понять, почему Равель впоследствии приписывал «Паване» множество недостатков. Возможно, одной из причин этого стала обманчивая простота произведения, сделавшая его «пробой сил» начинающих пианистов.
В. А. Моцарт. Симфония № 31 «Парижская» (1778). В 1777 году Моцарт, недавно отпраздновавший свой двадцать первый день рождения, решил предпринять поездку по Европе с целью найти службу, достойную его таланта. Одним из пунктов его назначения явился Париж, где композитор пробыл полгода. Благодаря помощи своих друзей ему удалось получить заказ на сочинение симфонии от Общества духовной музыки. Директор Общества, весьма подозрительно относившийся к Моцарту (завистники распространяли слухи, что гений Вольфганга – не более чем ловкий трюк его отца, выдававшего за творчество «чудо-ребенка» собственные произведения), заставил композитора сочинять симфонию в своем присутствии, без всякого инструмента. Но это, конечно, не могло помешать одаренному юноше создать замечательную музыку, по достоинству оцененную искушенной парижской публикой. В своей симфонии Моцарт широко использовал новаторские приемы прославленного оркестра города Мангейма, который композитор посетил незадолго до прибытия во Францию. Это яркие динамические контрасты, знаменитые усиления и ослабления звучности, а также выразительные эффекты парижской школы – например, «первый удар смычка» или массивное изложение темы всеми инструментами. Надежда Кулыгина |
Генеральный партнер оркестра: | ||
Спонсор оркестра: | ||
Партнер оркестра: |