Лео Кремер. Фантазия (импровизация на тему Ноктюрна из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона)
Иоганн Себастьян Бах. Контрапункты № 1, № 6, № 19 из «Искусства фуги»
Хорал Vor deinen Thron tret ich hiermit
Феликс Мендельсон. Прелюдии до минор, соль мажор и ре минор, соч. 37
Соната для органа № 6
Лео Кремер. Токката (импровизация на тему Скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона)
Немецкий органист, пианист и дирижер Лео Кремер (1944) принадлежит к числу тех редких музыкантов, которые являются носителями старой исполнительской традиции, берущей свое начало еще в XVII столетии. Одной из отличительных черт органного мастерства Лео Кремера является импровизация. Эта традиция сейчас практически отошла в прошлое и утратила свою значимость. Кремер – один из немногих музыкантов, кто продолжает развивать эту линию исполнительского искусства. В концертах с его участием практически всегда можно услышать импровизации на различные, как правило всем известные темы симфоний, опер, увертюр Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона.
Орган – инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшей степени совершенства. По своим выразительным возможностям он зачастую заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. Органные обработки протестантских хоралов – один из любимых жанров композитора. В общей сложности Бах написал свыше 150 хоральных обработок. Их большая часть заключена в нескольких сборниках, составленных самим композитором. В ранних опусах этого жанра Бах еще следует стилю, сформированному его предшественниками – Бёмом, Рейнкеном, Пахельбелем, Букстехуде. Для таких обработок характерны различные приемы фигурирования, «расцвечивания» мелодии. Более поздние обработки изобилуют имитационной разработкой, в особенности канонической, различными приемами контрастной полифонии. Часто его хоралы сопровождает облигатная педаль. Многие современники отмечали несравненное мастерство Баха в ее применении, когда он «играл ногами целые мелодии, каких другие органисты не в силах были бы исполнить и всеми пальцами обеих рук» (И. Форкель). | «Искусство фуги» И. С. Баха – последнее и одно из наиболее сложных и значительных произведений мастера (1749–1750). Композитор не успел завершить последнюю фугу цикла. В 1752 году, после смерти Баха цикл был издан его сыном – Карлом Филиппом Эммануэлем.
Творческое наследие Мендельсона велико. Его перу принадлежат пять симфоний, шесть увертюр, два фортепианных концерта, знаменитый скрипичный, «Песни без слов», «Серьезные вариации», три оратории (последняя неокончена) – это лишь самые значительные произведения. В области органной музыки Мендельсоном написаны прелюдии и фуги, среди которых наиболее известны прелюдии и фуги соч. 37, а также шесть органных сонат соч. 65. Мендельсон очень часто выступал как органист, а первые опусы для этого инструмента были сочинены композитором еще в 12-летнем возрасте. В этой области своего творчества композитор опирался, в первую очередь, на баховские традиции, с музыкой которого молодого Мендельсона начал знакомить еще его педагог по композиции Карл Цельтер. Павел Великанов |