Санкт-Петербург, Мариинский театр

Царь Эдип. Соловей


VI фестиваль «Масленица»

Третий спектакль 18-го абонемента

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Михаил Агрест
Царь Эдип
Эдип – Александр Тимченко
Креонт – Евгений Никитин
Иокаста – Надежда Сердюк
Тиресий – Илья Банник
  Соловей
Соловей – Ольга Трифонова
Рыбак – Евгений Акимов

 

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

оперы
Музыка Игоря Стравинского

Краткое содержание

Краткое содержание оперы «Царь Эдип»

Пролог
Выходит Рассказчик и обращается в зал: «Зрители! Сейчас вы услышите «Царя Эдипа» на латинском языке. Чтобы избавить ваш слух и память от излишней нагрузки, тем более что опера-оратория содержит лишь самые важные сцены, я буду помогать вам постепенно вспоминать трагедию Софокла.
Вот как развивается действие: Фивы в смятении. Сфинкс наслал на город чуму. Хор умоляет Эдипа спасти город. Эдип, победитель Сфинкса, обещает избавить горожан от новой беды. Но он не сознает того, что находится во власти сил, с которыми обычно сталкиваются лишь по ту сторону бытия. Эти силы с самого его рождения подготовили ему ловушку – вы увидите, как она захлопнется».

Действие первое
Креонт, шурин Эдипа, вернулся от оракула, к которому посылал его за советом Эдип. Оракул требует, чтобы было отомщено убийство царя Лая, тогда чума покинет город. Убийца скрывается в Фивах, его нужно найти любой ценой. Эдип гордится своим умением разгадывать загадки. Он обнаружит убийцу и изгонит его из Фив. За помощью Эдип обращается к прорицателю, он умоляет его открыть истину. Тиресий избегает ответа. Он понимает, что Эдип – игрушка в руках безжалостных богов. Молчание Тиресия раздражает Эдипа. Он обвиняет Креонта в желании завладеть троном, а Тиресия – в сообщничестве. Возмущенный несправедливым наветом, прорицатель решается заговорить. И вот откровение: цареубийца – царь.

Действие второе
Появляется Иокаста. Она вмешивается в конфликт и стыдит мужчин за то, что они ссорятся, когда на город обрушилось несчастье. Иокаста не верит оракулам: оракулы лгут. Например, было предсказано, что Лай умрет от руки собственного сына, а ведь Лай был убит грабителями на перекрестке трех дорог.
Перекресток! Тривиум! Обратите внимание на это слово. Оно приводит в ужас Эдипа. Он вспоминает, что на пути из Коринфа, перед тем, как встретиться со Сфинксом, он убил старика на перекрестке трех дорог. А если это был Лай? Что теперь будет? Эдипу нельзя оставаться здесь, но нельзя и вернуться в Коринф, ведь оракул некогда предрек, что он убьет отца и станет мужем своей матери. Эдип охвачен страхом.
Наконец появляется свидетель убийства – пастух. Вестник объявляет Эдипу о смерти Полиба, которого тот считал своим отцом, и тут открывается, что Полиб не родной отец Эдипу.
Иокаста все поняла. Она пытается увести Эдипа, уговаривает не выяснять дальше тайну своего рождения – но тщетно. И тогда Иокаста уходит от него. Эдип думает, что ей стыдно быть женой безродного самозванца. И это Эдип, всегда гордившийся своим умением отгадывать все! Он в ловушке, и только один он этого не видит. Вдруг страшная догадка молнией пронзает его мозг. Он падает. Падает с высоты.
Начинается волнующий монолог «Я видел мертвый лик божественной Иокасты», в котором Вестник рассказывает о том, как повесилась царица и как Эдип выколол себе глаза ее золотой застежкой. Слова его подхватывает хор.
Царь попался в ловушку. Пусть все, все смотрят на эту низкую тварь, на этого кровосмесителя, на этого безумца! Его изгоняют. Изгоняют с необычной жалостью, с милосердием. Прощай, прощай, бедный Эдип! Прощай Эдип, тебя здесь любили.

 

Краткое содержание оперы «Соловей»

Первое действие
В ветвях деревьев, повисших над водой, живет Соловей. Каждую ночь к берегу моря подплывает Рыбак и терпеливо ожидает мгновения, когда глубокую тишину наполнят волшебные звуки. Пение чудесной птицы пробуждает поэтическое настроение в душе Рыбака и погружает его в сладостный мир грез…
На опушке леса появляются неясные тени. Это группа придворных. По приказу Императора они разыскивают главную достопримечательность императорского сада – Соловья. Но никто из них не знает, как выглядит это неведомое существо, никто не слышал его голоса. Поэтому им так легко спутать соловьиные трели с мычанием коровы или кваканьем лягушки… Если бы не маленькая Кухарочка, обожающая пение волшебной птицы, пришлось бы вскоре придворным отведать бамбуковых палок. Девочка находит Соловья и приглашает его показать свое искусство перед самим Императором. Лесной певец соглашается, и вся процессия направляется во дворец.
Слышен голос Рыбака. Он все еще во власти своих грез…

Второе действие
Во дворце суматоха, идут приготовления к празднику. Толпы придворных суетятся, развешивая бесчисленные золотые фонарики и привязывая колокольчики к чудесным цветам. Голоса сливаются в причудливый гул. Колокольчики звенят от сквозняков, гуляющих по дворцу.
В огромном зале сверкают фарфоровые стены и колонны. Вельможи и придворная знать важно выступают и располагаются вокруг трона. За ними шествует сам Император: слуги торжественно вносят его балдахин и все подданные падают ниц. По знаку Камергера Соловей начинает петь. Император растроган и потрясен, всемогущий владыка хочет наградить крылатого певца, но маленькая серенькая птичка отказывается: слезы на глазах Императора были ему лучшим вознаграждением.
Появляются послы японского императора и подносят неожиданный подарок – заводного соловья. Придворные очарованы искусным голосом хитроумного механизма и предлагают еще раз сравнить пение птиц. Но оказывается, что вольный житель лесов незаметно улетел. Разгневанный Император объявляет его «изгнанным из пределов государства». А послушная игрушка получает звание «императорского ночного столика первым певцом с левой стороны».
…Рыбак по-прежнему сидит в своем челне и задумчиво смотрит на воду. Ему ясно все, что будет впереди.

Третье действие
Бледный, похолодевший лежит Император на своем ложе. Из складок бархатного балдахина выглядывают странные лица – это все дела Императора, которые он совершил за свою жизнь. Их мрачные голоса тяготят и пугают его. Император приподнимает голову, чтобы позвать кого-нибудь из придворных, но видит перед собой Смерть. Смерть сидит на краю ложа. На ее голове корона Императора, в одной руке – золотая сабля, в другой – его боевое знамя. «Ах, музыки сюда, скорее музыки!» – умоляет он. Но механическая игрушка сломалась и ничем не может помочь… Вдруг раздается чудное пение. Это прилетел, узнав о болезни Императора, Соловей. Он поет, и призраки бледнеют. Сама Смерть заслушивается и в бессилии уходит… Придворные появляются в опочивальне, чтобы посмотреть на мертвого Императора, но слышат его бодрый голос: «Здравствуйте!»
Наступает утро и для Рыбака. Он уплывает, чтобы на следующую ночь вновь вернуться к берегу моря, где в ветвях деревьев, повисших над водой, живет Соловей…


Царь Эдип
опера-оратория в 2-х действиях
Либретто Жана Кокто по трагедии Софокла Oedipus Tyrannus
Перевод на латинский язык Жана Даниэлу
Исполняется на латинском языке.
Текст рассказчика читается на русском языке.

 

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Джонатан Миллер
Сценография Джонатана Миллера и Чарльза Куиггина
Художник по костюмам – Су Виллмингтон
Художник по свету – Дон Мари Вуд
Ответственный концертмейстер – Наталия Домская
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Мировая премьера: 30 мая 1927 года, Театр Сары Бернар (Théâtre Sarah-Bernhardt), Париж

Премьера постановки: 10 апреля 2003 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 45 минут

 Соловей
лирическая сказка в 3-х действиях
Либретто Игоря Стравинского и Степана Митусова по сказке Ханса-Кристиана Андерсена
Спектакль сопровождается синхронными титрами на английском языке

 

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Александр Петров
Художник – Владимир Фирер
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Балетмейстер – Ирина Новик

 

Мировая премьера: 26 мая 1914 года, Парижская опера

Премьера постановки: 22 марта 1995 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 1 час


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)