Гийом Дюфаи (ок. 1400–1474) – франко-фламандский композитор, который был высоко ценим в музыкальных кругах и знаменит не только в своей стране. Он постоянно получал знаки внимания и восхищения от титулованных меценатов, вплоть до семьи Медичи.
В юности обучался у Рихарда Локевиля, был мальчиком-певчим в городе Камбрэ. Вероятно, в этом городе композитор испытал воздействие новой английской музыки, что подтверждается применением фобурдона (параллельного ведения голосов терциями и секстами) в одной из ранних месс композитора.
С итальянской музыкой Дюфаи познакомился в папской капелле, где находился на службе сначала в Риме, а затем во Флоренции и в Болонье. В этот период у него была возможность близко и обстоятельно знакомиться с итальянской музыкой, слушать итальянских певцов, общаться с широким кругом музыкантов, что затем нашло свое отражение в его творчестве. Однако он не стал подражателем, хотя итальянские образцы повлияли на развитие мелодики композитора.
Богатое творческое наследие Дюфаи включает мессу, мотет, песню – те полифонические вокальные жанры, которые надолго становятся типичными для нидерландской школы.
Эсташ дю Корруа (1549–1609)
В двадцатилетнем возрасте Эсташ дю Корруа был певцом Сент-Шапель в Париже.
Три раза коронованный на певческом состязании, он был назначен в 1578 году подмастерьем королевской капеллы, а в 1595 гoду – композитором и управляющим Королевской комнаты.
Дю Корруа с усердием служил трем королям Франции: Карлу IX, Генриху III и Генриху IV, поэтому удостоился чести стать автором знаменитой Missa pro defunctis, которая традиционно исполнялась на пышных похоронах французских королей.
Пользовавшийся покровительством церкви, восхищавший своих сверстников, он был человеком щедро одаренным. В конце правления Луи XIII отец Мерсенн утверждал: «Дю Корруа заслуживает высокой оценки, благодаря богатству своих гармоний и контрапункта».
Сочинения дю Корруа, вышедшие до и после его кончины, делятся на три группы: Молитвы церковные (вокальная литургическая музыка на латинском языке), Meslanges (вокальная музыка на французском языке) и 42 фантазии на 3, 4, 5 и 6 партий.
Инструментальная фантазия, несмотря на свое название, имеет строгую форму, разделена на части, в соответствии с имитационным контрапунктом, на один или несколько мотивов. Фантазии дю Корруа находятся в центре развития международного жанра, который связывает XVI и XVII века и приводит к фуге.
Луи Куперен (ок. 1626–1661) – французский композитор, органист и клавесинист. Первый значительный представитель знаменитой музыкальной династии Куперенов. Родился в маленьком провинциальном городке в семье органиста одной из церквей Бри.
Карьера молодого композитора складывалась удачно: в 1650-х годах он был уже известен, стал протеже Жака Шамбоньера – клавесиниста короля Франции, жил в Париже, служил органистом в церкви Сен-Жевре, а позже гамбистом при дворе.
Луи Куперен был очень плодовитым композитором, однако его музыка сохранилась лишь в рукописном виде, поскольку композитор скончался очень рано – в возрасте 35 лет. Его органная музыка была открыта только в 50-х годах XX века. Органное наследие композитора составляет около 70-ти произведений, в основном фуг и обработок церковных гимнов.
| |
Луи Маршан (1669–1732) – композитор версальской школы, органист и клавесинист. С 1684 года выполнял обязанности соборного органиста в Невере, а с 1698 – в Париже. В 1708-14 годах служил придворным органистом.
Маршaн принадлежал к числу лучших французских органистов своего времени. В 1717 году Маршaн должен был соревноваться в Дрездене с И. С. Бахом, но, услышав игру своего соперника, был поражен его мастерством и отказался от выступления.
Луи Маршaн написал оперу «Пирам и Тисба», 2 тома пьес для клавесина, сборник органных пьес.
Музыка Шарля Турнемира (1870–1939), французского композитора и органиста, довольно часто исполняется в России, однако о нем самом известно крайне мало. После кончины своего учителя Сезара Франка Турнемир «наследовал» его инструмент, став в 1897 году органистом в церкви св. Клотильды. Перу благодарного ученика также принадлежит одна из монографий о Франке. Шарль Турнемир окончил Парижскую консерваторию по классу органа в 1889 году. С 1919 года он вел там класс камерного ансамбля. Турнемир воспитал множество блестящих органистов и стал родоначальником легендарной плеяды французских импровизаторов. Сам он также снискал славу блестящего концертирующего органиста. В 1911 году он побывал с концертом и в России.
Современник Дебюсси и Равеля, композитор сумел на органе воплотить эфемерность и гармоническую зыбкость музыкального импрессионизма. Турнемир искал необычные регистровые сочетания для воспроизведения «парящей» акустики соборного пространства. Оливье Мессиан признавался, что таинственное и поэтичное звучание органа Турнемира каждый раз вызывало у него «ослепляющее восхищение».
Ученик Оливье Мессиана, французский композитор Жан-Луи Флорен (1947–2004), как и его учитель, проникся особым отношением к птичьему пению и музыкальному фольклору. Прослушав курс естествознания и изучив арабский язык, композитор тогда же проявил неугасимый интерес к традициям неевропейских культур (африканской, полинезийской и многих других). В 70-х годах Флорен предпринял более десяти поездок в Африку, желая подробно изучить африканскую культуру. В начале 80-х годов он работал в колледже при Университете в Найроби (Кения, Восточная Африка). С 1985 года Флорен – профессор этномузыкологии в Лионской Консерватории, а с 1995 года – член французской Академии изящных искусств.
В музыке Флорена значительны влияния неевропейских традиций, что в большей степени отражается на ее образном строе, хотя, это еще не все. В своем триптихе Le livre du pacte de miséricorde, состоящем из Магнификата op. 3, Лауд op. 5, Реквиема op. 7 композитор использует тексты из Корана, Эфиопской литургии, а сама музыка, благодаря особому обращению Флорена с ритмом, напоминает звучание африканского инструментального ансамбля.
Оливье Мессиан (1908–1992) – французский композитор, органист, импровизатор, теоретик-исследователь, педагог, обладатель многочисленных наград в области искусства. Его творчество отличается жанровым разнообразием и оригинальностью образов. Мессиан не просто один из самых исполняемых ныне композиторов. Он стал классиком, сыгравшим огромную роль в развитии мировой музыкальной культуры.
В своей музыке Мессиан практически игнорировал все новейшие стилистические тенденции своего времени. Его произведениям свойственна глубокая содержательность, искренность, эмоциональность и яркая индивидуальность.
«Я не стыжусь быть романтиком, – сказал как-то Мессиан. – Это были замечательные творцы, они воспевали красоту природы, величие Божественного. Они были грандиозны, и многие из наших современников выиграли бы, будь они романтиками».
|