Топи, фермер – Йорма Хюннинен
Режиссер-постановщик – Пекка Милонов
Мировая премьера – 30 ноября 1978 года, Финская национальная опера | |||
Возвращение к «Красной линии»
Меня спросили, сохраняет ли актуальность для нашего времени этот роман Кьянто, написанный 100 лет назад, и опера, с момента создания которой прошло уже тридцать лет. И действительно, любой гуманист мечтает о том, чтобы история эта устарела и отошла в прошлое. Однако гуманиста ждет разочарование. История остается столь же насущной, как и прежде. Она обнадеживает маленьких людей, пытающихся изменить свою жизнь, и одновременно подвергает сомнению вероятность этого. Вы считаете, что я пессимист? Нет, я - реалист. И порой даже оптимистически настроенный реалист. Несомненно, первые парламентские выборы в Финляндии и проведение красной линии стали существенным шагом по направлению к созданию более справедливого общества. По крайней мере мы так считаем в минуты, когда нас еще поддерживает вера в род человеческий и даже тогда, когда наша вера в разумность этих существ подвергается серьезным испытаниям.
Свободные выборы, о которых рассказывается здесь, во многих частях света давно уже не являются свободными. И демократические государства поэтому начали брать на себя функции миссионеров, устанавливая демократические режимы чуть ли ни с помощью оружия в случае необходимости. Лишь история сможет установить, насколько это правомерно. А нам остается лишь смиряться с подобным положением вещей, поскольку еще никто не выдумал системы лучше демократии.
Манипуляция сознанием людей является одной из основных тем оперы. В борьбе за человеческие души принимают участие несколько сил: прямолинейный и безжалостный лютеранский бог викария, бог Кайсы, соединяющий в себе Господа старой веры и представления пантеизма, православный бог Симаны Архипайнен, в котором отражен бородатый лик царя, и социалистическая доктрина агитатора Пунтарпаа, которая призвана уничтожить старое мироустройство. Пунтарпаа - политический и религиозный смутьян-проповедник, подобные которому встречаются повсюду и во все времена. А маленькие люди оказываются придавленными грузом их идеологий. Способен ли маленький человек обрести свободу и силу, борясь с этими идеологиями? Искусство - в данном случае музыкальный театр - не может дать ответ на этот вопрос. Однако хорошо уже то, что он его поднимает.
Аулис Саллинен
Февраль 2007 года
Аулис Саллинен Шесть опер, восемь симфоний, концерты, камерная музыка, песни, зарубежные премьеры и награды... Успешная карьера Аулиса Саллинена длится уже более сорока лет. В мире он считается самым известным финским композитором особенно в оперном жанре. Две первые оперы Саллинена - «Всадник» и «Красная линия» - подняли в Финляндии волну нового интереса к этому жанру, который стал пользоваться широкой популярностью. Когда «Всадник» Аулиса Саллинена, премьера которого состоялась в 1975 году, получил первую премию на Оперном фестивале в Савонлинне, его автор уже был прославленным композитором. И хотя до этого момента он писал в основном инструментальную музыку, его первая опера оказалась вполне зрелым произведением. Следующей оперой Саллинена стала «Красная линия» (1978). По сравнению со «Всадником» она оказалась более фольклорной, так как была посвящена жизни бедняков и первым выборам в Финляндии в начале ХХ века. Международная слава Саллинена еще больше упрочилась, когда Финская национальная опера начала показывать «Красную линию» во время своих зарубежных гастролей. Среди других сочинений композитора - оперы «Король идет на Францию», «Куллерво», «Дворец» и «Король Лир». |