I отделение
Солисты: Василий Кан (труба), Дмитрий Воронцов (валторна), Михаил Афонькин, Константин Барышев, Геннадий Никонов, Юрий Фокин, Михаил Хасин (труба), Илья Беляев (тромбон)
Струнный камерный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Василий Кан
В программе: Вивальди, Кларк, Бах, М. Гайдн, Нюстедт
II отделение " Старинный концерт"
Брасс-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Алексей Репников
В программе: Бах, Гендель
Линия жизни 14 марта 2009 года бывшему солисту оркестра Мариинского театра, трубачу и корнетисту Даниилу Ильичу Гинецинскому исполняется 90 лет. Без малого 50 из них он прослужил в театре - случай сам по себе уникальный. Родился Даниил Иванович в 1919 году, в Вологде, в семье основателя и первого директора музыкального училища Ильи Григорьевича Гинецинского. Его мама, преподаватель техникума, пианистка Лидия Владимировна Сокальская, была очень образованным человеком, окончившим к тому времени Московскую консерваторию по классу А. Гедике. Отец Илья Григорьевич получил не менее блестящее образование, окончив Петербургскую консерваторию по классу скрипки у самого Леопольда Ауэра. Надо ли говорить, в какой атмосфере проходило детство очень одаренного мальчика: в доме постоянно звучала музыка, собирались различные ансамбли, проходили занятия с учениками, старшие делились столичными воспоминаниями. Родители стремились дать сыну настоящее европейское образование. Отец, естественно, хотел видеть в сыне скрипача, но как- то Даня услышал в городском саду звучание духового оркестра и с этих пор "заболел" трубой. Для занятий он выбрал корнет-а-пистон. Первыми педагогами Даниила были ссыльные трубачи Лев Захарович Рафалович и Владимир Поликарпович Чайковский. Дальше пути-дороги привели юного Даниила Гинецинского в Ленинград. Здесь занятия на корнете вышли на более высокий уровень, ибо педагогами Гинецинского стали замечательный трубач и педагог К.К. Штейнмиллер, который работал в оркестре Филармонии и В. Агафонов, преподававший в музыкальном училище при консерватории. Это были годы активных, насыщенных занятий, а между тем сама жизнь сытой не была: приходилось работать. Одним из мест, где подрабатывал молодой музыкант, был ресторан Московского вокзала. Можно вообразить, какой репертуар был востребован посетителями и давал повышенный заработок. Но не спешите современные эстеты, ценители оперы и балета восклицать: «Фи!» Порой именно в таких условиях и проявляется настоящий талант. Абсолютный слух, потрясающая память, отменный вкус - на основе этих, столь нужных музыканту качеств, Даниил Гинецинский нарабатывал профессиональную хватку, умение варьировать приемы игры. В те годы многие хорошие музыканты работали в разнообразных маленьких коллективах при кинотеатрах, драматических театрах, на эстраде. Например, бывший первый трубач оркестра Мариинского театра, легендарный бельгиец Эмиль Тронье работал в кинотеатре. Общеизвестно, что и Шостакович подрабатывал в кинотеатре сопровождая своей игрой немые фильмы. С ним, и с другими маститыми коллегами довелось встречаться юному корнетисту. Но академическое музыкальное образование, конечно же, можно было получить только в консерватории, где Гинецинский занимался в классе профессора А.Б. Гордона, бывшего солиста Его Величества, знаменитого корнетиста и дирижера. В 1939 году, еще будучи студентом консерватории, Даниил Гинецинский выдержал конкурс в Театр им. С.М. Кирова и занял место солиста оркестра - первого корнетиста. На конкурсном прослушивании Даниил Гинецинский привёл комиссию в восторг исполнением Концерта Оскара Бёме для корнета с оркестром. Надо заметить, что Бёме, как и упоминавшийся уже Тронье - это трубачи, являющиеся гордостью оркестра Мариинского театра. Тронье работал в театре с 1902 по 1927 год, а Бёме - с 1903 по 1921. Они были не только высококлассными исполнителями, но и музыкантами выдающегося дарования, композиторами, оставившими большое наследие в виде произведений для трубы. Концерт Оскара Бёме до сих пор является во всем мире одним из самых популярных. После ухода из ГАТОБа (позднее Театра им. С.М. Кирова, ныне Мариинского) Бёме некоторое время работал в Большом драматическом театре (ныне АБДТ им. Г.А. Товстоногова), где в 1935 году его сменил 16-тилетний Даниил Гинецинский! Неудивительно, что в эти годы у Даниила Гинецинского зародилась страсть к благородному композиторскому ремеслу, страсть, которой он остается верен на протяжении всей своей жизни. Перед войной, весной 1941 года состоялся Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей на медных духовых инструментах, Гинецинский на этом конкурсе был удостоен звания дипломанта, и там же произошла первая его встреча с Тимофеем Докшицером, величайшим трубачом XX века, его постоянным визави и коллегой, занимавшим аналогичный пост первого корнетиста в Большом театре. Всю дальнейшую жизнь их связывали самые теплые дружеские отношения и чувство взаимного уважения. Трудные годы войны, как известно, Театр имени Кирова провел в эвакуации в Перми, но и там шли полноценные спектакли, и даже состоялось несколько премьер, в частности балет А.И. Хачатуряна «Гаянэ». В музыке этого балета очень большая нагрузка выпадает на медную группу и Даниил Ильич вспоминал, что перед премьерой Хачатурян вдоволь накормил трубачей хлебом. Послевоенные годы были годами расцвета таланта Даниила Ильича Гинецинского. Опять встреча с гением Прокофьева - премьера в 1946 году оперы "Дуэнья" под управлением Б.Э.Хайкина (первая состоялась в 1939 во время постановки балета «Ромео и Джульета»). Потом были и знаменитые постановки «Каменного цветка» Ю. Григоровича, и того же С. Прокофьева, и «Легенды о любви» А. Меликова, и еще одна встреча с Хачатуряном в балете «Спартак». (Рассказывают, что после премьеры «Спартака» А.И.Хачатурян уже как следует «поставил» музыкантам, не ограничиваясь одним хлебом). В 60-ые годы Даниил Ильич с радостью принял приглашение Е.А. Мравинского записать в составе оркестра Ленинградской филармонии партию корнета в «Итальянском каприччио» П.И.Чайковского. В 1968 году Д.И. Гинецинскому было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1983 году в связи с 200-летием театра он был награжден орденом «Дружбы народов». В жизни оркестрового музыканта есть известная доля рутины, но по настоящему творческому человеку всегда есть возможность её преодолеть. В 60-ые годы группе музыкантов оркестра пришла идея исполнить Бранденбургские концерты И.С. Баха. Во Втором концерте Бах использует трубу "кларино" in F очень высокого строя; почти вся партия написана в третьей октаве. Бесстрашный и увлеченный Даниил Гинецинский осваивает эту партию на корнет-а-пистоне и исполняет её блестяще, что сделать даже для очень одаренного трубача архисложно. (Для справки необходимо заметить, что лучшие немецкие мастера по изготовлению труб лишь только для исполнения этого Концерта делают специальную трубу пиколло in F.) О человеческих качествах Даниила Ильича можно говорить бесконечно. Интеллигентный, скромный, внимательный и отзывчивый, истинный петербуржец - в нем никогда нет и не было ни малейшего налета звездности. В оркестре к нему приклеилось и приросло почему-то неизвестно кем выдуманное обращение «дядя». В этом - выражение величайшего уважения и в то же время какой-то по-русски свойской близости, доступности. Трубачи всего мира (а это своеобразный клан) особо почитают долгожителей в профессии и в жизни. К таким же патриархам мы относим и Адольфа Херсета из Чигагского симфонического оркестра, и Мориса Мерфи из Лондонского симфонического, Сергея Попова - бывшего солиста московского Большого симфонического оркестра - их не так много. Тем ценнее они нам, они вошли вместе с нами в XXI век и мы желаем, чтобы они были с нами рядом как можно дольше. С Днем рождения, дорогой Даниил Ильич, здоровья, здоровья, здоровья и вперед, к новой «несгораемой сумме»! Преподаватель класса трубы |