Драматическая легенда Берлиоза – эта музыкальная «исповедь сына века» – автобиографична, как и многие произведения композитора. Но это уже не «эпизод из жизни артиста», как в «Фантастической симфонии», «Ромео и Юлии» или опере «Бенвенуто Челлини». Это история всей жизни непризнанного гения, неистово утверждавшего своё «я», дерзкого и страстного. Здесь и разочарование в любви, и попытка найти утешение в странствиях, и мучительный поиск самого себя. Композитор словно предвидит трагедию финала своей жизни, облекая и её последний «эпизод» в музыкальные звуки.
«Осуждение Фауста» не укладывается в привычные жанровые рамки: масштабная четырёхчастная симфония-оратория по яркости и рельефности образов сближается с театрально-сценическим жанром. Хотя сам композитор предпочёл определить жанр своего произведения литературным термином, по сути это опера и, быть может, первая в истории музыки опера для концертной сцены.