Санкт-Петербург, Мариинский театр

Щелкунчик


балет Петра Чайковского
(хореография Василия Вайнонена)

Памяти Галины Улановой

Исполнители

Маша – Рената Шакирова
Щелкунчик-принц – Филипп Стёпин


Имя Галины Сергеевны Улановой – синоним поэзии танца. Восхищаясь ее удивительным талантом и не стесняясь высокого стиля, современники называли Уланову «обыкновенной богиней», «неуловимой душой, гением русского балета». Сила впечатления от ее танца невольно повышала градус эпитетов, но, несмотря на громкие слова, звучавшие в адрес балерины, ее искусство было чуждо пафоса. Что бы Уланова ни танцевала, она пленяла простотой и искренностью. Созданные акварельными красками ее индивидуальности образы трогали зрителей до глубины души – свидетели сценических свершений артистки рассказывали об увиденном как о чуде.
В послужном списке Галины Улановой не так много ролей: она бралась только за те, что отвечали природе ее таланта, те, которые чувствовала. Стихией балерины были лирико-драматические партии. Естественность пластических интонаций, правдивость жестов героинь, судьбы которых она проживала в спектаклях, Уланова искала самозабвенно. Эффектная виртуозность никогда не была для нее самоцелью: безупречная, вагановской выучки техника растворялась в образности ее танца.
Свои главные роли – те, в которых стала несравненной, – Уланова создала в Ленинграде, на сцене Театра имени Кирова, где с детства дышала запахом кулис, впитывая традиции петербургского стиля танца, и где начала свой профессиональный путь после окончания школы на улице Зодчего Росси. В Ленинграде родились ее Джульетта в «Ромео и Джульетте» и Мария в «Бахчисарайском фонтане». На нее поставленные, эти партии в исполнении Улановой стали шедеврами актерского мастерства в балете, легендами хореографической выразительности. На нее в 1934 году Василий Вайнонен создавал роль Маши в своей версии «Щелкунчика». Хореограф задумывал, что детей на елке в спектакле танцуют дети, и только к началу адажио их подменяют взрослые артисты. Уланова появлялась в спектакле в тот момент, когда Щелкунчик превращался в принца и, как отмечали зрители, «не становилась абстрактно танцующей балериной, сохраняя на весь балет ощущение детскости, детского восприятия жизни и всех ее чудес. Она как бы уничтожала разрыв между образом Маши-девочки и Маши-принцессы, объединяя их в единой теме благодарно-восхищенного, радостного отношения к окружающему миру, к людям, к сказочным чудесам». Из классики Галина Сергеевна особенно ценила Жизель и Одетту – подготовив роли в Ленинграде, она сохранила их репертуаре, когда в 1944 году продолжила карьеру в Москве.
Став балериной Большого театра, Уланова часто приезжала танцевать в родной город, и каждый ее спектакль становился событием. Театр не мог вместить всех благодарных и любящих зрителей, шедших на ее выступления за потрясением. Артистка в спектаклях жила чувством и музыкой. На сцене танец Улановой, в жизни сдержанной и закрытой, был наполнен темпераментом, заставлявшим трепетать сердца даже на последних рядах галерки. И истории о земных страстях в ее исполнении становились проникновенным рассказом о величии духа. Ольга Макарова

Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Льва Иванова – 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера балета в хореографии Василия Вайнонена – 18 февраля 1934 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера возобновления в оформлении Симона Вирсаладзе – 21 марта 1954 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана, в редакции Василия Вайнонена
Хореография Василия Вайнонена (1934)
Художник-постановщик – Симон Вирсаладзе (1954)

Краткое содержание

Действие I
Вечер. В канун Рождества на улице оживленно, празднично. Большой, ярко освещенный дом Штальбаума. Среди приглашенных на елку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер. Празднично украшена гостиная в доме Штальбаума. Собираются гости. Входит Дроссельмейер, он несет с собой подарки. Все готово к началу праздника. Вбегают дети. Начинается игра в жмурки. В ней принимает участие Дроссельмейер. Ему завязывают глаза. Первой попадается зазевавшаяся маленькая дочка Штальбаума Маша. После игр начинаются танцы. Затем Дроссельмейер в костюме чародея показывает свои фокусы и кукольное представление: «Принцессу хочет похитить мышиный король, но отважный Щелкунчик убивает мышиного короля и спасает принцессу». Дроссельмейер неистощим на выдумки. Он заставляет танцевать для детей заводные игрушки: паяца, куклу, арапа. Но больше всех Маше нравится Щелкунчик. Франц отнимает у Маши Щелкунчика, у него в руках остается только оторванная голова куклы. Дроссельмейер быстро чинит Щелкунчика. Маша ласкает и успокаивает обиженного любимца. Поздно, гостям пора расходиться. Праздник завершается танцами. Маша прощается со Щелкунчиком, огни на елке гаснут.
Няня уводит Машу спать.


Действие II
Маша ложится в кроватку и засыпает. Она видит сон, будто мыши занимают гостиную. Во главе их сам Король мышей. Щелкунчик во главе войска оловянных солдатиков идет в атаку. Маша следит за ним. Преодолевая страх, в решительный момент схватки она бросает свою туфельку в Короля мышей. Это спасает Щелкунчика. Король мышей побежден, он исчезает вместе со своим войском. Дроссельмейер превращает Машу и Щелкунчика в прекрасных принцессу и принца. Их подхватывает снежный вихрь, и начинается путешествие в сказочную страну.


Действие III
Маша и Щелкунчик плывут на корабле по сказочной реке. Щелкунчик разгоняет летучих мышей, открывая путь на волшебный остров. Начинается праздник. Маша и Щелкунчик счастливы. Они танцуют и веселятся вместе со всеми.


Эпилог
Маша спит в своей кроватке. Скоро утро. Волшебный сон кончился. Маша просыпается.


Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке "Щелкунчика" ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Федором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Ольга Макарова


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)