Санкт-Петербург, Концертный зал

Лист. Реквием, органные произведения


 


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Егор Семенков (тенор)
Александр Шашкин (тенор)
Алексей Кротов (баритон)
Александр Наземцев (бас)

Ольга Котлярова (орган)

Хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Константин Рылов


В ПРОГРАММЕ:
Ференц Лист
Интроит и Траурная ода для органа
Прелюдия и фуга на тему BACH для органа
Реквием (исполняется на латыни, cопровождается синхронными титрами на русском и латинском языках)


Ференц Лист создал свой Реквием на рубеже 1860–1870-х годов. К этому времени гениальный пианист, дирижер и педагог уже несколько лет носил сутану аббата и свое призвание видел в реформе церковной музыки. Тезка и почитатель Франциска Ассизского, Лист, как и многие романтики, интересовался христианским Средневековьем и с увлечением изучал его памятники. В песнопениях Средневековья и Ренессанса, в духовных гимнах Жоскена Депре, Орландо ди Лассо, Палестрины немолодой уже мастер искал ориентиры для современной ему католической богослужебной музыки, переживавшей тогда глубокий кризис. В этих начинаниях Лист был не одинок: уже с начала XIX века в Европе возникло так называемое цецилианское движение – движение композиторов, выступавших за преодоление влияния светских жанров (в первую очередь оперы и симфонии) на литургическую музыку. В русле этого движения и появилась листовская заупокойная месса.
Реквием был написан Листом по случаю двадцатилетия со дня смерти Шопена, однако не только об этой утрате размышлял композитор, когда озвучивал знаменитый сакральный текст: ему пришлось похоронить сына и дочь. При этом в Реквиеме великий романтик избегает лирико-субъективного тона и преодолевает свойственный романтизму индивидуализм. Молитвы к Богу возносит хор – образ всего человечества. Хотя Лист задействовал солистов, в Реквиеме нет ни одного сольного номера. Партии солистов образуют вокальный ансамбль, сопоставленный с большим хором; по такому же принципу строится барочный инструментальный концерт. Отсутствие женских голосов придает звучанию несколько сумрачный характер, но композитор ориентировался на исторический прототип – григорианский хорал, исполнявшийся только мужскими голосами. Тембровое ограничение соответствовало и личным вкусам мастера, который предпочитал мужское хоровое пение и создал для этого состава немало произведений. Примечателен и отказ от симфонического оркестра; Листу не нужна была программная красочность и акустические спецэффекты. Хор и солисты поют в сопровождении органа, только в кульминационные моменты подключаются (ad libitum, по желанию) медные духовые и литавры. В переплетении и взаимодействии голосов угадывается влияние старинной полифонии (так называемого строгого стиля), в мелодических мотивах узнаются формулы барочных риторических фигур. Лист ведет диалог с музыкальным прошлым, не превращаясь вместе с тем в реконструктора. Более того, в некоторые моменты его Messe des morts звучит поразительно авангардно. Гармонии Реквиема порой напоминают позднего Вагнера, а работа с попевками и эксперименты со звукорядами предвосхищают опыты композиторов конца XIX – ХХ века. Эта музыка не ласкает слух, она концентрирует внимание прежде всего на смысле пропеваемых слов. Величие Бога, Его гнев и Его милосердие – вот главные для Листа темы заупокойного богослужения. Morte aeterna (вечная смерть) и lux perpetua (непрестанный свет) противостоят друг другу на всем протяжении пятидесятиминутного сочинения, вплоть до финальных тактов, где испепеляющий огонь, о котором поет хор, гасится нежнейшими, эфирными лоэнгриновскими аккордами органа. Христина Батюшина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход