В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для фортепиано № 18 ре мажор, KV 576
Исполняет Петр Лаул (фортепиано)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 29 си-бемоль мажор, соч. 106 («Хаммерклавир»)
Исполняет Станислав Корчагин (фортепиано)
Иоганнес Брамс
Соната № 3 фа минор, соч. 5
Исполняет Илья Папоян (фортепиано)
Франц Шуберт
Три музыкальных момента, D 780 (№ 2. Andantino, № 3. Allegro moderato, № 4. Moderato)
Экспромт № 3 соль-бемоль мажор, D 899 № 3
Исполняет Зарина Шиманская (фортепиано)
Концерт приурочен к 125-летию со дня рождения пианистки Марии Вениаминовны Юдиной (1899–1970). Воспитанница Петроградской – Ленинградской консерватории, она училась у выдающихся мастеров – Ольги Калантаровой, Анны Есиповой, Владимира Дроздова, Феликса Блуменфельда, Леонида Николаева, занималась дирижированием, изучала музыкально-теоретические науки и хоровое дело. Помимо консерваторского образования она получила блестящее филологическое, знала языки, историю, философию.
С 1920-х началась ее исполнительская карьера – с сольными программами, в ансамблях и с оркестром. Уже в это время в репертуар Юдиной входила современная ей музыка: так, она играла партию одного из роялей на премьере в СССР (1926) «Свадебки» Стравинского (за соседним роялем был Дмитрий Шостакович). Тогда же она начала преподавать, но ни в консерваториях Ленинграда и Тбилиси, ни позднее в московском Институте им. Гнесиных ей не позволили задержаться надолго – слишком «неудобными» были ее непримиримый нрав и открытая религиозность.
Как некую религиозную, миссионерскую деятельность Юдина воспринимала и исполнение музыки – не случайно в ее наследии особое место занимали сочинения Баха. В классико-романтическом репертуаре она тяготела к крупномасштабным циклам Бетховена, Шуберта, Брамса, Мусоргского. Столь же истово она вела пропаганду новой музыки. Здесь важнейшей для пианистки фигурой был Игорь Стравинский – Юдина настойчиво продвигала идеи о постановках его сценических произведений, издании текстов и, конечно же, сама играла его музыку. Она знала все фортепианные сочинения мастера – многие из них в ее исполнении в СССР прозвучали впервые. То же самое можно сказать о работах Бартока, Берга, Хиндемита, Булеза, Штокхаузена и других классиков музыки XX столетия, открытие которых для многих слушателей – заслуга именно Марии Юдиной. Наконец, она охотно играла и сочинения молодых советских авангардистов – Эдисона Денисова, Николая Каретникова, Андрея Волконского. Нередко на своих выступлениях Юдина сопровождала исполнение комментариями, перераставшими в настоящие лекции с чтением стихов опального Пастернака, цитированием философских и религиозных трактатов. Такие «нарушения порядка» вкупе с экстравагантным внешним образом пианистки и нетипичной манерой игры, конечно, не вписывались в официальную концертную практику, поэтому в поздние годы Юдиной попросту запрещали выступать на больших сценах и тем более за границей. Однако, ее влияние на современников и музыкантов последующих поколений оказалось весьма значительным, а его осмысление может дать нечто новое и сегодня.
Исполнительское мастерство пианистки запечатлели звукозаписи, а в последнее время исследователям и читателям открывается обширное, многотомное литературное наследие Юдиной – воспоминания, музыкально-философские размышления, огромная по объему и весьма интересная переписка (среди корреспондентов – крупнейшие композиторы, дирижеры, философы, литературоведы).
В программе концерта – сочинения, в разные годы входившие в репертуар Юдиной: от малой формы до монументальных сонат Бетховена и Брамса.