Санкт-Петербург, Концертный зал

Сорочинская ярмарка


опера Модеста Мусоргского (концертное исполнение)

Сопровождается синхронными титрами на русском языке
 
К 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского

Исполнители

Дирижер –

Роман Леонтьев

Солопий Черевик – Евгений Чернядьев
Хивря – Ирина Ванеева
Парася – Гелена Гаскарова
Кум – Александр Герасимов
Грицько – Денис Закиров
Афанасий Иванович – Андрей Зорин
Цыган – Юрий Заряднов
Чернобог – Максим Даминов

Продолжительность концерта 2 часа 15 минут
Концерт идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора при участии Арсения Голенищева-Кутузова по одноименной повести Николая Гоголя

Ответственный концертмейстер – Яна Гранквист
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие I
Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае, поселилась Красная Свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько – сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок. Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених – тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.

Действие II
Хивря выдворила под благовидным предлогом супруга из дома на всю ночь и с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота – это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной Свиткой, по слухам появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою Красную Свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.

Действие III
Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола. Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. На радостях все танцуют гопак.


Написать оперу на малороссийский сюжет, на гоголевский текст из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Мусоргский задумал в 1870-х годах. Партию Черевика он хотел поручить знаменитому басу, солисту Императорской оперной труппы Осипу Петрову: тот был родом с Украины, из Елисаветграда (ныне – город Кропивницкий), и, вероятно, в его устах колоритный малороссийский говор, метко переданный Гоголем и очаровавший композитора, прозвучал бы ярко и убедительно. В 1879 году Мусоргский и сам побывал на Украине: в качестве пианиста-аккомпаниатора он сопровождал в концертной поездке певицу Дарью Леонову. Впечатленный природой и культурой, богатством украинских песен, Мусоргский использовал в опере подлинные народные напевы, но главное, что его интересовало, – гоголевское слово, лукавый юмор, поэзия в прозе. В «Сорочинской ярмарке» вместо сладкого пения зазвучали возгласы торговок, ворчание, кряхтение, ругань. Живо изображены крикливая ярмарка, супружеская перепалка Хиври и Черевика, любовные переживания Параси; сонные видения Парубка доведены до фантастических картин адского шабаша. Найти музыкальный эквивалент гоголевской прозы Мусоргский пытался десятью годами ранее, когда бился над оперой на прозаический текст «Женитьбы». Та работа была отложена, незаконченной осталась и «Сорочинская ярмарка». Многие брались за ее завершение: Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Вячеслав Каратыгин, Николай Черепнин. Но лишь к 1932 году опера обрела вид законченный и цельный – благодаря московскому композитору Виссариону Шебалину. Именно его редакцию и исполняют артисты Мариинского театра.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)