ИСПОЛНИТЕЛИ:
Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джеми Джан Делиорман
Ансамбль артистов оркестра:
Александра Ли (скрипка)
Глеб Дягилев (контрабас)
Андрей Безручко (кларнет)
Юрий Радзевич (фагот)
Семен Саломатников (труба)
Михаил Винницкий (тромбон)
Александр Веселов (ударные)
Чтец – Александр Подмешальский
В ПРОГРАММЕ:
Игорь Стравинский
«Симфония псалмов»
«История солдата»
Хормейстер – Никита Грибанов
Без Сергея Кусевицкого музыка ХХ века недосчиталась бы доброй половины шедевров. Контрабасист, дирижер и издатель в одном лице – он точно знал, кому из гениев что и в какой момент заказать. Таким образом в 1930 году юбилею Бостонского симфонического оркестра Игорем Стравинским была написана «Симфония псалмов». Композитор начал работать над ней в дни Рождества и очень быстро пришел мысли, что основой его нового сочинения станет Псалтырь. Строки выбраны так, что каждая следующая часть по смыслу продолжает предыдущую – три части симфонии исполняются без перерыва. В симфонии звучит латинский текст псалмов, однако сперва композитор работал с русским текстом, и это отразилось в музыкальных интонациях произведения. Слышна в музыке симфонии и мерность колокольного звона. «Симфония псалмов» оказала большое влияние на развитие духовной музыки в ХХ веке. Еще сильнее ее влияние на сочиненные в 1930 – 1950-е годы симфонии. Как и в сочинении Стравинского, в них почти обязательным стало окончание финала медленной кодой. Сам же композитор, создавая финал «Симфонии псалмов», скорее всего, был вдохновлен кодой Шестой симфонии Чайковского. Анна Булычева
«Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая» (1918) – оригинальный жанрово-стилевой микст, созданный Стравинским в сотрудничестве с либреттистом Шарлем Фердинандом Рамю. За основу был взят сюжет русской народной сказки (который вместе с тем содержал некоторые мотивы легенды о Фаусте), но авторы стремились придать ему интернациональный смысл и представить в виде притчи. Однако эта притча не была лишена злободневности и автобиографичности: композитор признавался, что подобно герою своего сочинения «остался ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны».
Обстоятельства военного времени повлияли не только на тематику «Сказки», но и на ее исполнительский состав. Пьеса, задуманная для постановки в маленьком передвижном театре, предполагала камерный характер: всего четыре персонажа и уникальный оркестр из «горсточки инструментов», включающий их основные группы в сочетании с ударными. Трактуя оркестр как ансамбль солистов, Стравинский персонифицирует тембры: скрипка, за обладание которой ведется борьба, олицетворяет душу Солдата, барабан – Черта. Чуждая русскому солдату среда представлена «иноземными» танцами (танго, вальс, регтайм), испанским и немецким жанрами (марш-пасодобль, хорал). «Сказка» содержит немало звуковых ассоциаций с концертами знаменитых новоорлеанских джаз-бэндов, записями которых так восхищался Стравинский. Надежда Кулыгина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)