Санкт-Петербург, Мариинский театр

Чудесный мандарин
 Замок герцога Синяя Борода 


балет Белы Бартока

Исполнители

Дирижер – Гурген Петросян

Девушка – Рената Шакирова
Мандарин – Филипп Стёпин

Премьера постановки: 7 апреля 2017 года, Кливлендский оркестр и Балет Джоффри
Премьера в Мариинском театре: 27 июня 2023 года


Продолжительность спектакля 35 минут

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Белы Бартока
Либретто Мельхиора Лендьела
Хореограф – Юрий Посохов
Художник по свету – Иван Виноградов

Краткое содержание

В комнате в большом городе трое бандитов заставляют уличную девицу заманивать клиентов. Она танцует перед открытым окном. Появляется первый клиент. После танца с девушкой бандиты его грабят и, не найдя у него ничего ценного, прогоняют неудачника. То же повторяется со следующим клиентом. Третьим на зазывный танец девушки откликается китайский чиновник – мандарин. Он оглядывает соблазнительницу, и чудовищная страсть охватывает пришельца из другого мира. Он преследует девушку, тщетно пытаясь обнять ее. Наконец трое грабителей выходят из своего укрытия, чтобы покончить с чужаком. Ограбив мандарина, они пытаются убить его, но тот снова и снова оживает, устремляясь к объекту своей неутоленной страсти, оказавшейся сильнее смерти. Лишь когда девушка заключает его в свои объятия, чары бессмертия перестают действовать. Мандарин умирает.


Композитора Белу Бартока на обращение к балету вдохновил успех дягилевской труппы, в 1910-е сделавший балет модным и востребованным музыкальным жанром. Однако жутковатый экспрессионистский сюжет, взятый композитором за основу либретто «Чудесного мандарина», препятствовал признанию этого сочинения в 1920-х. Дирекция Будапештской оперы, планировавшая его постановку, испугалась «безнравственности сюжета»; представить публике «Чудесный мандарин» осмелился Кельнский оперный театр в 1926 году, однако и там очень скоро спектакль был снят с репертуара. Музыка балета обрела признание только после смерти композитора: с конца 1940-х в разных театрах мира стали появляться ее хореографические прочтения. Среди их авторов были Флеминг Флиндт, Ролан Пети, Леонид Лавровский, причем последний, готовя спектакль в Большом театре, позволил себе смягчить неприглядную остроту либретто.
Хореограф Юрий Посохов в своей версии «Чудесного мандарина» не отходит от написанного Бартоком. «Чем больше слушаешь эту музыку, тем глубже вникаешь в нее и всегда находишь что-то новое», – говорит хореограф и подчеркивает, что, создавая хореографию, прежде всего, отталкивался от музыки. А перипетии магически-детективного сюжета в его минималистском и зрелищном спектакле оправдывает эмоциональный танец солистов.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)