Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. «Казнь Степана Разина»
Прокофьев. «Александр Невский»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Андрей Серов (бас)

Хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Константин Рылов


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Поэма «Казнь Степана Разина», соч. 119

Сергей Прокофьев
«Александр Невский», кантата


Спустя год с небольшим после премьеры Тринадцатой симфонии, где звучали стихи Евгения Евтушенко, Дмитрий Шостакович вновь обратился к его поэзии, создав вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» на текст одной из глав поэмы «Братская ГЭС».
Поэма Шостаковича одночастна и разворачивается словно небольшая оперная сцена. Композитор иронически отзывался о собственной манере письма в «Разине» как о «стиле рюсс», но драматургия поэмы, ее эпический тон действительно могут напомнить о Мусоргском и отчасти даже о Свиридове. Впрочем, музыкальный язык Шостаковича узнается здесь легко по полутоновым интонациям жалобы, диссонантным мотивам небольшого диапазона, характерным ритмическим фигурам, иногда почти зримой звукоизобразительности.
Солирующий бас – это и голос «от автора», и речь самого Разина. Хор, выступающий как целое и отдельными группами, комментирует происходящее, повторяет, акцентируя, важные фразы. По-мусоргски широк диапазон создаваемых хором настроений: от беспощадного осмеивания до тихой скорби и плача.


Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на долю фильма и сравнимый разве что с «Чапаевым», позволил Прокофьеву сделать из киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала, практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки.
«Кадровость», «зримость» образов – одна из характернейших черт музыки Прокофьева вообще и этого произведения в частности. Слушатель как будто «видит» происходящее на сцене, даже если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты. В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть – пролог, вторая и третья – экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвёртая и пятая части – разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая – сцена битвы на Чудском озере. Шестая часть – эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всём произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть – финал, реприза, торжество и триумф одержавших победу русских воинов. Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход