Борис Годунов – Ильдар Абдразаков
Шуйский – Роман Муравицкий
Пимен – Денис Макаров
Гришка Отрепьев – Олег Долгов
Марина Мнишек – Агунда Кулаева
Юродивый – Артем Попов
Андрей Щелкалов – Андрей Потатурин
Варлаам – Валерий Гильманов
Хор, миманс и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Мировая премьера: 27 января 1874 года, Мариинский театр (авторская редакция 1872 года)
Премьера постановки:
16 декабря 1948 года – Большой театр России
Премьера возобновления постановки – 1 декабря 2011 года
«Борис Годунов» в постановке Большого театра – сохраненный до наших дней образец «большого стиля» середины XX века. Обратившись к «народной музыкальной драме» Мусоргского (такое жанровое определение дал своему произведению композитор), создатели спектакля – дирижер Николай Голованов, режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский, балетмейстер Леонид Лавровский создали произведение эпического масштаба. Исторически достоверные декорации и костюмы, масштабно выстроенные массовые сцены, детальная психологическая проработка образов – все это делает спектакль уникальным памятником эпохи.
Взяться за пушкинского «Бориса Годунова» Мусоргскому порекомендовал его друг, историк Владимир Никольский. Композитора чрезвычайно увлекла эта задача. В своем произведении он сосредоточился на двух линиях: трагедии народа и «трагедии совести» царя Бориса. Композитор сам написал либретто, использовав не только текст трагедии Пушкина, но и другие материалы: «Историю государства Российского» Карамзина, исторические документы. Летом 1870 года «Борис Годунов» был представлен на рассмотрение Дирекции императорских театров. Опера была отклонена – предлогом послужило отсутствие значимой женской партии. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Вторая редакция была закончена весной 1872 года. Однако она также не была принята к постановке. Не дожидаясь благосклонного решения Дирекции, группа ведущих артистов под руководством самого композитора начала втайне разучивать партии. В 1873 году состоялось первое исполнение на публике трех картин многострадальной оперы. Они были даны в бенефис режиссера Геннадия Кондратьева. А 27 января 1874 года в Мариинском театре наконец прошла полноценная премьера, успех которой превзошел все ожидания.
Вмешательство цензуры в судьбу оперы сильно осложнило жизнь потенциальным постановщикам. Ведь с 1872 года существовало две самостоятельных авторские версии. В 1896 году свою редакцию оперы предложил Николай Римский-Корсаков, в 1908 году он сделал еще один вариант. В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция оперы, куда вошли сцены из первой и второй авторских версий. В 1940 году свою оркестровку предложил Дмитрий Шостакович. В Большом театре «Борис Годунов» традиционно шел в редакции Римского-Корсакова. К ней в 1927 году была добавлена сцена «У Василия Блаженного» в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова.
В своем нынешнем виде «Борис Годунов» был поставлен в 1946 году, отсутствовала лишь сцена «Под Кромами». В 1948 году она была включена в спектакль, который тогда и обрел свой нынешний вид.
«Борис Годунов», идущий сегодня на сцене Большого театра, – спектакль-легенда, ставший символом самобытности Большого, его исторических традиций.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)