Санкт-Петербург, Мариинский-2

Борис Годунов


опера Модеста Мусоргского

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
Спектакль Большого театра России
К 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского

Исполнители

Борис Годунов – Ильдар Абдразаков
Шуйский – Роман Муравицкий
Пимен – Денис Макаров
Гришка Отрепьев – Олег Долгов
Марина Мнишек – Агунда Кулаева
Юродивый – Артем Попов
Андрей Щелкалов – Андрей Потатурин
Варлаам – Валерий Гильманов

Хор, миманс и Cимфонический оркестр Мариинского театра

Мировая премьера: 27 января 1874 года, Мариинский театр (авторская редакция 1872 года)
Премьера постановки:
16 декабря 1948 года – Большой театр России
Премьера возобновления постановки – 1 декабря 2011 года

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора по одноименной трагедии Александра Пушкина
Инструментовка Николая Римского-Корсакова
Сцена «У Василия Блаженного» – в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова

Дирижер-постановщик – Николай Голованов
Режиссер-постановщик – Леонид Баратов
Художник – Федор Федоровский
Балетмейстер – Леонид Лавровский

Спектакль возобновили:
Дирижеры: Василий Синайский, Павел Сорокин
Режиссер – Игорь Ушаков
Художник – Альона Пикалова
Художник по возобновлению костюмов – Елена Зайцева
Хореограф по возобновлению танцев – Екатерина Миронова
Художник по свету – Дамир Исмагилов

Ответственный концертмейстер – Маргарита Петросян
Художник по адаптации световой партитуры – Сергей Шевченко

Главный хормейстер – Константин Рылов (Мариинский театр)
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская (Мариинский театр)

Краткое содержание

Пролог
Картина первая
Народ толпится у высоких стен Новодевичьего монастыря в Москве. Здесь затворился боярин Борис Годунов после смерти царя Федора, не оставившего после себя наследника. Избрание Бориса на царство предрешено, но он медлит с согласием, чтобы отвести от себя подозрения в захвате власти.
По приказу пристава народ упрашивает Годунова принять избрание на царство: «На кого ты нас покидаешь, отец наш! На кого ты нас оставляешь, родимый!» Но думный дьяк Щелкалов возвещает, что боярин неумолим.
Картина вторая
Площадь перед Успенским собором в Кремле. Величавый перезвон колоколов – Борис дал согласие и венчается на царство. Но нерадостен Борис, он в тревоге: «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…» А в Кремле величаво гудят колокола, и гремит «Слава!» Борису Годунову.

Действие I
Картина первая
Глубокая ночь. Тихая келья в Чудовом монастыре. При свете лампады умудренный жизнью монах Пимен пишет правдивую летопись государства Российского. Пимен раскрывает в своей летописи тайну убийства Борисом Годуновым царевича Димитрия, стоявшего на пути к трону. Просыпается Григорий, молодой инок, живущий в одной келье с Пименом. Он слышит рассказ старца, и буря страстей, тщеславных желаний врывается в тишину ночи.
У Григория зарождается мысль назваться царевичем и начать борьбу против Бориса за престол: «Борис! Борис! Все пред тобой трепещет, никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца… А между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет. И не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от Божьего суда!»
Картина вторая
Корчма на литовской границе. Сюда, к веселой, разбитной хозяйке, забрели трое бродяг – беглых монахов: Варлаам, Мисаил и Григорий. Варлаам, пьяница и чревоугодник, поет песню о взятии Казани. Григорий расспрашивает хозяйку, как пробраться в Литву. В корчму входит пристав, по царскому указу ищущий беглого монаха – Григория Отрепьева. Григорий – после неудачной попытки отвести от себя подозрения – среди общей сумятицы прыгает в окно и скрывается.

Действие II
Картина третья
Царский терем в Кремле. Царевич Федор рассматривает «Книгу большого чертежа» – первую карту России. Дочь Бориса Ксения тоскует над портретом умершего жениха – датского королевича. Стремясь развеселить ее, старая мамка рассказывает смешную присказку. Входит Борис, ласково беседует с детьми, любуется сыном, изучающим книжную премудрость. Но тоска преследует его и здесь, в кругу семьи. Страшный голод посетил Русь. «Словно дикий зверь, бродит люд зачумленный», виною всех бед народ называет царя – «на площадях клянут имя Бориса». Из самой глубины сердца вырываются, как стон, признанья царя: «Окрест лишь тьма и мрак непроглядный, хотя мелькнул бы луч отрады!.. Какой-то трепет тайный, все ждешь чего-то!..» Приходит боярин Шуйский, лукавый царедворец, глава крамольных бояр. Он приносит страшную весть: в Литве появился самозванец, присвоивший имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа – за него. Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в городе Угличе, был царевич Димитрий.
Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает глубокую, страшную рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах… «Казалось, в своей он колыбельке спокойно спит…» Шуйский удаляется. Борису мерещится призрак убитого Димитрия.

Действие III
Картина четвертая
Бал в саду сандомирского воеводы Мнишека. Польские паны готовятся к походу на Москву. Они хотят посадить своего ставленника – объявившегося в Польше самозванца – на московский престол. За чудом спасшегося царевича Димитрия выдает себя беглый инок Чудова монастыря Григорий. Панам поможет честолюбивая дочь воеводы – красавица Марина, мечтающая стать женой будущего властителя России.
Наступает долгожданная встреча влюбившегося в Марину самозванца и польской красавицы. Однако сухая, расчетливая речь Марины, ее ничем не прикрытое стремление к царской власти на минуту отталкивают самозванца. Поняв это, Марина покоряет его притворными уверениями в нежной любви. Иезуит Рангони торжествует.
Картина пятая
Раннее зимнее утро. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Толпа голодного люда толкует о победах самозванца над войсками Бориса. Прибегает Юродивый. Мальчишки окружают его и отнимают копеечку. Из собора выходит царь. «Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради», – кричит народ. Обиженный мальчишками Юродивый обращается к царю: «Вели-ка зарезать, как ты зарезал маленького царевича».
Борис не дает боярам схватить Юродивого: «Не троньте! Молись за меня, блаженный…» Но Юродивый отвечает: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит…»

Действие IV
Картина шестая
Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставшие крестьяне приводят захваченного кромского воеводу. Народ насмешливо «величает» царского слугу-боярина, припоминая ему все свои обиды: «Честь по чести ты нас поваживал, в бурю-непогодь да в бездорожье на ребятках наших покатывал, тонкой плеткой постегивал…»
Появление монахов Варлаама и Мисаила, обличающих Бориса, еще больше разжигает народный гнев. Широко и грозно звучит песня восставшего народа: «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая, пышет полымем кровь казацкая! Поднималась со дна сила пододонная…» Появляются послы самозванца – патеры-иезуиты. Но чужеземцы вызывают возмущение народа. Крестьяне тащат иезуитов в лес, на осину.
На поляну выезжает окруженный войском, шляхтичами и иезуитами самозванец. Он освобождает кромского боярина. Обещая милости и защиту, самозванец склоняет взбунтовавшихся крестьян к походу на Москву. Небо освещает зарево пожара. Зловещи и тревожны удары набатного колокола.
Испуганно озираясь, появляется Юродивый. Тоской и болью звучат его вещие слова о новых бедах, ожидающих русский народ: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма, темень темная, непроглядная…»
Картина седьмая
Грановитая палата в Кремле. Идет заседание Боярской думы, обсуждающей, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. С криком «Чур, чур, чур, дитя!» вбегает сам Борис. Увидев бояр, он берет себя в руки и обращается с просьбой о совете и помощи. На это Шуйский предлагает царю выслушать старца, пришедшего поведать великую тайну. Борис соглашается. Вводят Пимена. Сказание о чудесном исцелении больного, произошедшем на могиле царевича Димитрия в Угличе, переполняет меру страданий Бориса. Он падает без чувств.
Придя ненадолго в себя, умирающий Борис завещает сыну беречь царство: «Не вверяйся наветам бояр крамольных, зорко следи за их сношеньями тайными с Литвою, измену карай без пощады, без милости карай, строго вникай в суд народный – суд нелицемерный…»
Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясенный царевич Федор, простившись с отцом, поднимается с колен… И тотчас Шуйский, незаметно выйдя вперед, преграждает ему дорогу к трону.


«Борис Годунов» в постановке Большого театра – сохраненный до наших дней образец «большого стиля» середины XX века. Обратившись к «народной музыкальной драме» Мусоргского (такое жанровое определение дал своему произведению композитор), создатели спектакля – дирижер Николай Голованов, режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский, балетмейстер Леонид Лавровский создали произведение эпического масштаба. Исторически достоверные декорации и костюмы, масштабно выстроенные массовые сцены, детальная психологическая проработка образов – все это делает спектакль уникальным памятником эпохи.
Взяться за пушкинского «Бориса Годунова» Мусоргскому порекомендовал его друг, историк Владимир Никольский. Композитора чрезвычайно увлекла эта задача. В своем произведении он сосредоточился на двух линиях: трагедии народа и «трагедии совести» царя Бориса. Композитор сам написал либретто, использовав не только текст трагедии Пушкина, но и другие материалы: «Историю государства Российского» Карамзина, исторические документы. Летом 1870 года «Борис Годунов» был представлен на рассмотрение Дирекции императорских театров. Опера была отклонена – предлогом послужило отсутствие значимой женской партии. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Вторая редакция была закончена весной 1872 года. Однако она также не была принята к постановке. Не дожидаясь благосклонного решения Дирекции, группа ведущих артистов под руководством самого композитора начала втайне разучивать партии. В 1873 году состоялось первое исполнение на публике трех картин многострадальной оперы. Они были даны в бенефис режиссера Геннадия Кондратьева. А 27 января 1874 года в Мариинском театре наконец прошла полноценная премьера, успех которой превзошел все ожидания.
Вмешательство цензуры в судьбу оперы сильно осложнило жизнь потенциальным постановщикам. Ведь с 1872 года существовало две самостоятельных авторские версии. В 1896 году свою редакцию оперы предложил Николай Римский-Корсаков, в 1908 году он сделал еще один вариант. В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция оперы, куда вошли сцены из первой и второй авторских версий. В 1940 году свою оркестровку предложил Дмитрий Шостакович. В Большом театре «Борис Годунов» традиционно шел в редакции Римского-Корсакова. К ней в 1927 году была добавлена сцена «У Василия Блаженного» в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова.
В своем нынешнем виде «Борис Годунов» был поставлен в 1946 году, отсутствовала лишь сцена «Под Кромами». В 1948 году она была включена в спектакль, который тогда и обрел свой нынешний вид.
«Борис Годунов», идущий сегодня на сцене Большого театра, – спектакль-легенда, ставший символом самобытности Большого, его исторических традиций.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)