Санкт-Петербург, Мариинский театр

Жизель


балет Адольфа Адана

К 100-летию Нинель Петровой

Исполнители

Жизель – Олеся Новикова
Граф Альберт – Тимур Аскеров
Ганс – Константин Зверев
Мирта – Мария Буланова
Классический дуэт: Елена Свинко, Алексей Тимофеев


Трогательная утонченность облика и умение в движении передать поэзию танца определили спектр сценических ролей Нинели Петровой. Фея Нежности и фея Сирени в «Спящей красавице», трепетная и мечтательная сильфида в «Шопениане», любящая Жизель и юная героиня «Вечной весны» в роденовском цикле Леонида Якобсона отвечали индивидуальности обладательницы красивых мягких линий. На сцене она была воплощением женственности, а ее акварельный танец дарил зрителям послевоенного Ленинграда ощущение душевной теплоты.

Выпускница Ленинградского хореографического училища по классу А. Я. Вагановой, Нинель Петрова не принадлежала к числу танцовщиц, стремившихся к демонстрации виртуозности. Ее стихия –танец, раскрывающий внутренний мир персонажей чувствующих, любящих, страдающих. Первые уроки актерской выразительности Нинель Петрова получила еще в школе: на выпускном спектакле 1944 года станцевала поставленную на нее партию Джульетты в балетном прочтении шекспировской пьесы, созданном Леонидом Якобсоном на музыку Чайковского. Хореограф не пересказывал трагедию, а концентрировался на переживаниях главных действующих лиц. За этим первым опытом, потребовавшим от юной исполнительницы эмоциональности и проникновенности, последовало создание многих драматических образов в балетах на сцене Театра им. Кирова (сегодня Мариинский). Фригия в якобсоновском «Спартаке», Нина в «Маскараде» Фенстера, Джульетта в спектакле Лавровского, Дездемона в «Отелло» Чабукиани, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Захарова, Катерина в «Каменном цветке» Григоровича –зрители любили героинь музыкальной и одухотворенной артистки, а коллеги по сцене ценили ее интеллигентность и искренность.

Завершив исполнительский путь, Нинель Александровна требовала искренности от своих воспитанников, –в течение многих лет она была главным балетмейстером и репетитором театра «Хореографические миниатюры». Кроме того, преподавала на кафедре режиссуры балета в петербургской консерватории, помогая будущим хореографам и педагогам в освоении секретов актерского и репетиторского мастерства в балете, приучая их ценить шедевры классического наследия. Своим примером любви и уважения к профессии Нинель Александровна Петрова воспитала несколько поколений артистов и постановщиков, щедро делясь богатым опытом и продолжая традиции петербургской школы танцевальной выразительности. Она и сегодня, отмечая столетие, с интересом следит за творческой жизнью родного театра и событиями в мире любимого искусства.

Премьера – 28 июня 1841 года, Королевская академия музыки, Париж
Премьера в Петербурге – 18 декабря 1842 года, Большой (Каменный) театр
Премьера редакции Мариуса Петипа – 5 февраля 1884 года, Большой (Каменный) театр


Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Адольфа Адана
Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье, Жана Коралли
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа

Консультант по возобновлению спектакля – Юрий Слонимский
Художник – Игорь Иванов
Костюмы Ирины Пресс

Краткое содержание

Действие первое
Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать. Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и ее отец. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа, очарованная непосредственностью и красотой Жизели, дарит девушке дорогую цепочку.
Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник – День урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта в двуличии и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель отказывается верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущенным графом предстает его невеста. Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.

Действие второе
Полночь. Ганс приходит на могилу Жизели. Его пугает появление вилис – призраков девушек-невест, умерших до свадьбы. Не натанцевавшись при жизни, они по ночам поднимаются из могил и того, кто окажется на кладбище в этот час, заставляют танцевать, пока несчастный не падает замертво. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в призрачный хоровод. К могиле любимой приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта.
Вилисы заставляют Ганса танцевать до изнеможения и, закружив, толкают в озеро. Такая же участь ждет и Альберта. Жизель молит Мирту отпустить юношу, но та непреклонна.
Светает. С восходом солнца вилисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда.


«Жизель» – пожалуй, самый мистический балет сегодняшнего репертуара. Начнем с того, что в основе его либретто фантастическая история о любви, преодолевающей границы миров. История, в которой юная героиня, умирая от разбитого сердца, мистическим образом слышит зов манящих ее в свой хоровод призраков, а став одной из них, спасает предавшего ее любовь. В эпоху романтизма, апогеем балетных поисков которой стала созданная в 1841 году «Жизель», к рассказам о потусторонних мирах зрители были привычны. И «Жизель» оказалась идеальным воплощением романтического двоемирия, где витальная энергия сцен реальной жизни первого акта противопоставлена завораживающей бестелесности танца вилис во втором. Не без влияния этого популярного спектакля разнообразными тенями, нереидами и прочими обитательницами видений обогатился и последующий балетный репертуар. Помимо сюжета, загадочных превращений полна и история этого спектакля. Пусть эти превращения не всегда мистические, часто вполне логически объяснимые, но напоминающие детективное расследование попытки установить авторов спектакля и долю их вклада в шедевр создали «Жизели» славу весьма загадочного балета.
Легенды еще до премьеры окружили спектакль, задуманный модным ньюсмейкером Парижа, литератором Теофилем Готье и репетировавшийся в Парижской Опере популярным красавцем Люсьеном Петипа и восходящей звездой балета Карлоттой Гризи. Успех танцев, приписанных парижской афишей хореографу Жану Коралли, привел «Жизель» на сцены многих европейских городов, в числе которых был и Петербург. Со временем в Петербурге хореограф Мариус Петипа по своему вкусу пересмотрел эти танцы. В версии Петипа спектакль и сохранился. В начале ХХ века он был показан петербургскими артистами дягилевской антрепризы в Париже, к тому времени уже забывшем о своем некогда обласканном шумной славой шедевре. Преображенная «Жизель» вновь покорила зрителей. А позже исследователи в историю романтического спектакля вплели историю романтических отношений, предположив, что в сочинении балета в Париже участвовал Жюль Перро, супруг первой исполнительницы главной партии, известный многими, увы, не сохранившимися постановками. Так в числе хореографов «Жизели» объединились имена трех мастеров. А превращение в советской афише композитора балета Адольфа Адама в Адана продолжило череду интригующих метаморфоз «Жизели».
В ХХ веке «Жизель» петербургского образца стала желанной и почетной гостьей многих сцен мира. Привет из эпохи романтизма, этот спектакль стал энциклопедией исполнительского мастерства. По трактовкам главных партий, предложенным выдающимися артистами разных стран и десятилетий, можно изучать динамику художественных течений и эстетических предпочтений времени. Для многих исполнителей этот спектакль стал экзаменом на актерскую состоятельность, а зрителей уже второе столетие пленяет трогательная и драматичная история о великой любви, рассказанная идеальной гармонией классического танца. Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)