ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сопрано – Марина Кирюшина, Дарья Ступнева
Альт – Мария Уварова
Тенор, Евангелист – Егор Семенков
Бас – Илья Мазуров
Иисус – Алексей Кротов
Петр, Пилат – Александр Башкатов
Ольга Котлярова (орган)
Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Константин Рылов
В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра
Для баховских «Страстей по Иоанну» нынешний год – юбилейный; монументальная оратория великого немецкого мастера была написана и исполнена триста лет назад. Впервые она прозвучала в 1724-м, на богослужении Страстной пятницы в лейпцигском храме Святого Николая. Композитору в это время было тридцать девять лет, годом ранее он стал кантором церкви Святого Фомы. Бах будет трудиться здесь четверть века, до самой смерти, и в последнюю Страстную пятницу своей жизни вновь исполнит с певчими и оркестрантами именно «Страсти по Иоанну».
Будучи первым сочинением Баха в жанре пассионов (Passion по-немецки означает «страсть, страдание»), «Страсти по Иоанну» оказались в тени более знаменитых и масштабных «Страстей по Матфею», однако по художественным достоинствам две эти партитуры не уступают друг другу.
«Страсти» повествуют о последних днях земной жизни Иисуса Христа – от пленения до распятия и положения во гроб. Сюжетным и смысловым стержнем произведения служит канонический новозаветный текст в переводе Мартина Лютера – соответствующие главы из Евангелия от Иоанна с добавлением двух фрагментов из Евангелия от Матфея. По традиции партия рассказчика-евангелиста поручена тенору. Его реплики – не отстраненная церковная псалмодия, как это было в более ранних образцах жанра, но аффектированный речитатив. Повествовательный драматургический пласт перемежается с лирическим; личная эмоциональная реакция на трагические события сосредоточена в ариях. Религиозно-философский комментарий дается в хоралах; если ария – это «Я-высказывание», то хорал – высказывание общины, шире – церкви как собрания верующих, ведь слова и мелодии хоралов были хорошо знакомы каждому прихожанину. Совершенно иначе хор звучит в так называемых турбэ – крайне экспрессивных, коротких высказываниях «толпы» (учеников, первосвященников, стражников). Сложная, многоуровневая композиция опирается на два крупных мадригальных хора: величественный хор Herr, unser Herrscher («Господь – наш владыка») в начале и благоговейное хоровое отпевание Ruht wohl, ihr heiligen Gebeine («Покойтесь с миром, святые останки») в конце.
Не менее значим и оркестр пассионов, который многое позаимствовал из светских музыкальных жанров. Богатая тембровая палитра включает в себя самые разнообразные инструменты (кроме неуместной в «Страстях» меди), в том числе гобой да качча, гобой д’амур, виоль д’амур, виолу да гамба. Особая роль отведена органу – недаром «Страсти по Иоанну» вошли в афишу ХII Международного органного фестиваля «Мариинский». Органист исполняет партию бассо континуо – «непрерывного баса», – поддерживая тем самым всю фактуру «Страстей»: от первых тактов до заключительного хорала. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)