Невеста – Александра Иосифиди
Жених – Вадим Беляев
Партия фортепиано: Павел Райкерус, Зарина Шиманская, Эдуард Кипрский, Александр Маслов
Мария Баянкина (сопрано)
Надежда Сердюк (меццо-сопрано)
Александр Тимченко (тенор)
Андрей Серов (бас)
Как утверждал Стравинский, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего». Он действительно по-особенному любил этот вид искусства, оставив потомкам целую россыпь гениальных сочинений. В рамках фестиваля в Мариинском театре покажут легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», созданные Стравинским специально для Русских сезонов Дягилева. Увидят сцену и более поздние сочинения — «Свадебка», «Пульчинелла» и посвященный Чайковскому «Поцелуй феи», а также балеты на музыку композитора — «Симфония в трех движениях» и «Рубины», вторая часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.
Премьера – 13 июня 1923 года, Русский балет Дягилева, Театр «Гете лирик», Париж
Премьера в Мариинском театре – 9 июня 2003 года
Продолжительность спектакля 20 минут
Больше десяти лет Стравинский вынашивал замысел «Свадебки», хорового сочинения как «последования типичных свадебных эпизодов, воссоздания из обрывков типичных для данного обряда разговоров». Композитор искал музыкальную форму, оркестровый состав, традиционный фольклорный текст, которые бы представляли подлинный русский обряд, а не описывали свадебное действо в стилизации à la russe.
Предложенная Стравинским «идея ритуального и не-личного действа» нашла блестящее воплощение в хореографии Брониславы Нижинской. Именно ей, классической танцовщице, когда-то достойной партнерше и союзнице брата Вацлава, а в послереволюционные годы посвятившей себя поискам нового движения, Дягилев доверил постановку этого, так дорогого ему произведения. И как обычно, не прогадал. Парижская премьера «Свадебки» в 1923 году стала фурором, она открыла миру балетмейстера, которому уже одной этой постановки было бы достаточно для пропуска в пантеон великих хореографов ХХ века.
Отвечая нюансам прихотливой ритмики и метрики музыки, в «Свадебке» говорило и жило движение, не нуждавшееся в пантомиме, сценической бутафории и реалистичных костюмах. Танец ансамбля. По мысли хореографа, каждый артист посредством движения должен был сливаться с целым. Жених и Невеста – лишь части общего ансамбля, передававшего драматизм судьбы и безысходность героев старинной крестьянской свадьбы: словно в девичью косу, которую перед свадьбой расплетают на две и укладывают в женскую прическу, склоняли девушки головы одна к другой, склоняли под причитания и как на плаху. Предельный минимализм в подчиненности танца холодноватой геометрии рисунка, в настойчивом повторении однообразных движений, в простоте двухцветных коричнево-белых костюмов, придуманных Натальей Гончаровой, в нарочитой бесстрастности исполнителей – все в спектакле было актуально в контексте авангарда 1920-х. И в острой современности балета не потерялась исходная русскость «Свадебки» – не лубочная и сувенирная, а условно ритуальная, где действие происходит, как в заведенном механизме: фигурки танцовщиков монотонно перемещаются, словно подчиняясь воле одного повелителя, старинного и непреложного обряда. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)