Одетта – Одиллия – Оксана Скорик
Принц Зигфрид – Никита Корнеев
Ротбарт – Андрей Ермаков
Друзья принца: Александра Хитеева, Елена Свинко, Раманбек Бейшеналиев
Шут – Владислав Шумаков
О красоте Инны Борисовны Зубковской ходили легенды. Природа одарила ее очень щедро – красотой лица с огромными выразительными глазами, красотой женственных линий тела, послушных балетных ног и завидными для танца данными. Зубковская не полагалась на свою красоту на сцене, а до мелочей отрабатывала роли, чтобы физическая гармония становилась составляющей красоты танца. И когда в самом начале ее творческого пути руководство театра, понадеявшись на эффектную внешность юной артистки, предложило ей срочно подготовить партию Заремы в «Бахчисарайском фонтане», она отказалась, не почувствовав уверенности в своих актерских силах. К этой партии Инна Зубковская пришла позже, когда мастерство позволяло быть на равных в богатом талантами Театре имени Кирова.
В ленинградскую труппу Зубковская попала после окончания в 1941 году Московского хореографического училища – находясь, как и Кировский театр, в эвакуации в Перми, она пришла позаниматься, чтобы не потерять профессиональную форму, да так и осталась на долгие годы в ленинградской труппе. На сцене Театра имени Кирова она станцевала множество партий – лирическую Одетту и манящую своим магнетизмом Одиллию (причем в двух версиях «Лебединого озера» – в спектакле Федора Лопухова и в сменившей его и идущей до сих пор редакции Константина Сергеева), темпераментную Китри, трагичную Никию и комичную Кривляку в «Золушке». Ярче всего ее талант раскрывался в ролях, где образ создавался исключительно средствами танца, где драматическая напряженность не замыкалась лишь в пантомимных сценах, а была станцована, передана выразительностью линий, движений, поз. Вот почему так полюбилась Зубковская зрителям в хореографии Леонида Якобсона и Юрия Григоровича. Терзаемая тяжкими раздумьями, любящая и страдающая Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Григоровича, поэтичная, танцевавшая с ощущением полетности девушка-птица Сюимбике в «Шурале» Якобсона, Фригия, эмоциональностью скульптурно выверенных поз рассказывавшая трагедию любви в его же «Спартаке». Инна Зубковская в роли Фригии стала одним из символов этого успешного спектакля.
Всегда отличавшаяся красотой танца Инна Борисовна Зубковская учила этому и своих воспитанниц в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Она прививала им вкус к балеринству, учила доводить до блеска полученное ремесло. И имена ее выпускниц говорят об успешности Зубковской-педагога: Алтынай Асылмуратова, Лариса Лежнина, Эльвира Тарасова, Вероника Парт, Екатерина Осмолкина вышли из ее класса. Своим примером безупречной элегантности в жизни и в профессии Зубковская воспитывала вкус будущих артисток, и в их памяти и в памяти зрителей она навсегда осталась воплощением красоты, без которой немыслимо искусство балета. Ольга Макарова
Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Юлиуса Рейзингера – 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова – 15 января 1895 года, Мариинский театр
Премьера редакции Константина Сергеева – 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока.
Тем не менее, появившееся в 1877 году «Лебединое озеро» получило отнюдь не мгновенное признание. Спектакль, сочиненный в Большом театре Вацлавом Рейзингером, был одним из многих – весьма традиционным и далеко не новаторским. Не находили в нем ни знаменитой русской души, ни вечного символа отечественной одухотворенности в образе лебедя. Да и музыка Чайковского, грустно-щемящая, празднично-ликующая или угрожающе-фатальная, не сразу была признана шедевром. Поначалу творение Петра Ильича аттестовали весьма сдержанно: находили, что балет «беден мелодиями», а музыка – его «самое слабое место». Да и духовность в первой постановке найти было нелегко: многое заслонял лебединый кордебалет, исправно махавший на премьере картонными крыльями, – сейчас такое можно представить разве что в пародии на спектакль! И только имя Полины Карпаковой, вошедшей в историю первой исполнительницей Одетты, говорит нам о том, что история балета началась вовсе не в Санкт-Петербурге. Но именно в городе на Неве белый лебедь «свил себе гнездо». После концерта памяти композитора, состоявшегося в 1894 году в Мариинском театре, на котором Лев Иванов показал лебединую картину, нежную, трогательную и печальную, властитель петербургского балета Мариус Петипа окончательно принял решение поставить спектакль Чайковского на императорской сцене. Премьера состоялась годом позже, в 1895-м. Очень тактичную музыкальную редактуру произвел дирижер и композитор Риккардо Дриго – именно его варианту партитуры «Лебединого озера» следует большинство хореографов. Француз Петипа и русский Иванов (хореографы), итальянец Дриго (дирижер и автор музыкальной редакции) и Пьерина Леньяни в партии Одетты-Одиллии – вот творцы знаменитого мифа «Лебединого озера».
За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что, согласитесь, для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была, как ни странно, женщина – Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленный педагог и отличная солистка (в «Лебедином озере», кстати, лавров не снискавшая). Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). Однако от Вагановой в сегодняшнем спектакле и «лебединый» поворот рук, и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида: Агриппина Яковлевна, не удовлетворенная суетливой пантомимой этого эпизода, сочинила очень образную хореографию.
Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку, и его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. И эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой. Ольга Федорченко
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)