ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Татьяна Павловская (сопрано)
Александр Тимченко (тенор)
Виктор Коротич (баритон)
Татьяна Аникина (орган)
Ольга Охроменко (орган)
Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп
В ПРОГРАММЕ:
Бенджамин Бриттен
Военный реквием, соч. 66
Ответственный концертмейстер – Яна Гранквист
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хормейстер – Илья Попов
«Военный реквием» написан Бенджамином Бриттеном к освящению нового собора в Ковентри, возведенного рядом с развалинами старого собора св. Михаила, разрушенного во время войны. Первое исполнение состоялось 30 мая 1962 года. К тому времени композитор уже был автором большого числа хоровых произведений, как светских, так и духовных, но «Военный реквием» остался среди них лучшим.
Когда немецкая авиация бомбила Лондон и стирала с лица земли Ковентри, Бриттена в Англии не было (с апреля 1939-го до апреля 1942 года он жил в США). Правда войны пришла в его произведение с поэзией Уилфрида Оуэна – «убежденного пацифиста со жгучим чувством воинского долга». В Первую мировую Оуэн ушел добровольцем на фронт и погиб за неделю до прекращения огня. Его стихи звучат в «Военном реквиеме» наряду с латинским текстом заупокойной мессы и спорят с ним: слишком сильно мировые войны ХХ века отличались от всех прежних войн.
Канонический текст реквиема Бриттен поручил сопрано и смешанному хору, поющим в сопровождении симфонического оркестра, а также детскому хору, которому аккомпанирует орган. «Голоса современности» – тенор и баритон, поющие стихи Оуэна в сопровождении камерного ансамбля (на премьере им дирижировал сам композитор). Лишь в самом конце – когда латинские слова говорят о вечном покое, а английские – о примирении врагов после смерти – все исполнители объединяются. Анна Булычёва