I. БАЙКА ПРО ЛИСУ, ПЕТУХА, КОТА ДА БАРАНА
балет
либретто композитора по русским сказкам из сборника Александра Афанасьева
Музыка Игоря Стравинского
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Художник по видео – Сергей Рылко
Художник анимационных персонажей – Юлия Гильчёнок
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Исполнители:
Рустам Азизов
Эрвин Загидуллин
Максим Изместьев
Артем Келлерман
Кирилл Леонтьев
Илья Могильников
Павел Остапенко
Дмитрий Пыхачов
Даниил Сазонов
Ярослав Рыжов
Василий Щербаков
Тенор I – Андрей Илюшников
Тенор II – Дмитрий Воропаев
Бас I – Андрей Серов
Бас II – Илья Банник
II. ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано
музыкальный антракт
Исполняет Людмила Свешникова
III. МАВРА
опера
либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне»
сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Гусар – Станислав Леонтьев
Мать – Анна Кикнадзе
Параша – Наталья Павлова
Соседка – Эвелина Агабалаева
IV. ПОЦЕЛУЙ ФЕИ
балет
либретто композитора по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Людмила Свешникова
Юноша – Александр Сергеев
Фея I – Мария Буланова
Фея II – Татьяна Ткаченко
Фея III – Рената Шакирова
Фея IV – Сослан Кулаев
Невеста – Надежда Батоева
Юноши: Наиль Еникеев, Эльдар Янгиров
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Арсений Шупляков
Три сочинения Игоря Стравинского в программе представляют три жанра.
«Байка» – «веселое представление с пением и музыкой». Сюжет даже по сказочным меркам банален (лиса похищает петуха, звери его спасают) и, в общем, не имеет значения: голоса четырех певцов не закреплены за персонажами. По строчке и по слову собирая либретто из русских народных сказок, Стравинский прежде всего интересовался фонетикой и ритмикой текста. Сегодня этот текст больше всего напоминает произведения Хармса и Введенского, а скорость и энергия музыкальной подачи роднят его с рэпом.
«Мавра» – опера по мотивам пушкинского «Домика в Коломне», мост между Россией и Европой: партитура посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского, трех главных западников в русском искусстве XIX века. Голоса прекрасного прошлого – городские романсы, цыганские песни, итальянская опера в русском изводе – звучат как на старой пластинке. (Характерное для «Мавры» сползание музыкальных интонаций Стравинский поймал как раз в граммофонных записях, еще очень несовершенных в 1920-х годах.) Слышны и голоса петербургской Коломны, где Стравинский вырос: перезвон Николы Морского и марши военно-духовых оркестров, что квартировали в Новой Голландии.
«Поцелуй феи» – балет. Стравинский взял в работу пьесы Чайковского и посвятил ему партитуру. Можно различить десяток прямых цитат из фортепианных миниатюр и романсов, но чаще слушателя дразнят смутно узнаваемые интонации: «Поцелуй феи» напоминает работу зубастой нейросети, через которую пропустили вообще всю музыку Чайковского. «Ледяная дева» Андерсена в качестве основы либретто числится номинально – подлинный сюжет балета составляют именно приключения великого русского классика в будущем. Маршрут, который проходят зрители, – от «Колыбельной песни в бурю», что процитирована в первых тактах, до «Колыбельной страны вне времени и пространства» (название эпилога), от понятного и тесно обставленного быта к пустоте огромной сцены Мариинского-2. Богдан Королёк
Премьера «Байки про лису, петуха, кота да барана» в постановке Брониславы Нижинской: 18 мая 1922 года, Русский балет Сергея Дягилева, Париж
Премьера «Мавры»: 3 июня 1922 года, Русский балет Сергея Дягилева, Париж
Премьера «Поцелуя феи» в постановке Брониславы Нижинской: 27 ноября 1928 года, Балет Иды Рубинштейн, Париж
Премьера вечера в Мариинском театре – 11 июля 2021 года
Альона Пикалова (сценография) и Сергей Рылко (видеодизайн) – лауреаты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2022) за лучшую работу художника в музыкальном театре.⠀
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)