ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ольга Бородина (меццо-сопрано)
Юрий Власов (бас)
Чтец – Николай Мартон
Солисты оперной труппы, хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Сергей Прокофьев
«Александр Невский», кантата
«Иван Грозный», оратория для чтеца, солистов, хора и оркестра
Хормейстер – Константин Рылов
Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на долю фильма и сравнимый разве что с «Чапаевым», позволил Прокофьеву сделать из киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала, практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки.
«Кадровость», «зримость» образов – одна из характернейших черт музыки Прокофьева вообще и этого произведения в частности. Слушатель как будто «видит» происходящее на сцене, даже если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты. В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть – пролог, вторая и третья – экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвёртая и пятая части – разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая – сцена битвы на Чудском озере. Шестая часть – эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всём произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть – финал, реприза, торжество и триумф одержавших победу русских воинов. Павел Великанов
«Иван Грозный» – вторая совместная работа Сергея Прокофьева и Сергея Эйзенштейна. После триумфа «Александра Невского» Эйзенштейн задумал новый фильм, насыщенный музыкой гениального соавтора в еще большей степени. «Товарищу композитору предоставлено великое раздолье во всех направлениях», – сразу же сообщил он Прокофьеву. Работа шла во время войны. Стихи, как и для «Александра Невского», писал полуопальный поэт Владимир Луговской (текст сценария принадлежит самому Эйзенштейну).
Партитура получилась грандиозной. В 1997 году Марина Рахманова и Ирина Медведева опубликовали всю сохранившуюся в рукописях музыку «Грозного» – почти сорок эпизодов и еще двенадцать звучащих в фильме православных песнопений. Однако Прокофьев не превратил эту партитуру в ораторию, кантату или концертную сюиту. Вероятно, роковую роль здесь сыграли запрет второй серии фильма и последовавшая вскоре смерть Эйзенштейна.
В 1958 году Абрам Стасевич – виолончелист, дирижер и композитор, записавший звуковую дорожку для фильма, – скомпоновал из прокофьевских материалов ораторию. Он укрупнил форму за счет объединения одних эпизодов и повторения других и значительно изменил оркестровку, поскольку авторская в большой степени рассчитана на эффекты микширования (для звукорежиссера Прокофьев составлял подробнейшие инструкции). С тех пор появились и другие исполнительские версии «Грозного», но редакция Стасевича, впервые исполненная в 1961-м и напечатанная 1962 году, пока остается наиболее репертуарной. Анна Булычёва