Никия – Виктория Терёшкина
Гамзатти – Надежда Батоева
Солор – Кимин Ким
Золотой божок – Ярослав Байбордин
Трио теней: Влада Бородулина, Яна Селина, Камилла Мацци
Студенты Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Наталия Михайловна Дудинская – одна из очень немногих в истории звезд, кого называют балериной ассолюта – балериной, органичной и убедительной в партиях любых амплуа. За исполнительский путь, продлившийся на сцене Театра имени Кирова (сегодня Мариинском) более тридцати лет, она перетанцевала огромное количество самых разных ролей, и в каждой из них ей удавалось полученное от великой Агриппины Вагановой ремесло превратить в искусство, вдохновляющее, волнующее зрителя. Стремительные вращения, захватывающей широты большие прыжки, не просто смелые, отчаянные полеты в руки партнеров – танец Дудинской никого не оставлял равнодушным. Он увлекал своей музыкальностью и темпераментной виртуозностью.
В 1930-е, когда начиналась звездная карьера танцовщицы, в чести был драмбалет – спектакли, рождавшиеся не столько из хореографического действия, сколько из драматических перипетий, из фабулы. Дудинская же, вопреки моде, на сцене жила стихией танца. На нее ставили спектакли: Вахтанг Чабукиани для своей эмоциональной, органичной в бравурном, героическом танце партнерши сочинил «Лауренсию», другой многолетний партнер балерины, Константин Сергеев, сыграл на лирических красках ее индивидуальности в «Золушке». Помимо разноплановых новинок, на протяжении всего своего творческого пути Дудинская блистала в классике. И неизменной оставалась свобода ее дыхания в хореографическом тексте – харизма балерины на сцене словно подпитывалась сложностью поставленных пластических задач.
Требующая виртуозности и актерской выразительности роль Никии в «Баядерке» представляла балерину во всем блеске ее универсального мастерства. С «Баядеркой» Дудинская познакомилась в самом расцвете карьеры, став первой исполнительницей главной партии в выпущенной в 1941 году Вахтангом Чабукиани и Владимиром Пономарёвым редакции балета Мариуса Петипа. Тогда после десятилетнего перерыва на сцену вернулся обновленным шедевр наследия, и своим волевым и техничным прочтением классического текста Дудинская продолжила многолетнюю историю одного из главных балетов петербургского репертуара. Этот спектакль живет в Мариинском театре и поныне. Готовят артистов к его исполнению сегодня ученицы Дудинской – закончив исполнительскую карьеру, Наталия Михайловна передавала свои знания молодым артистам, репетировала партии с балеринами и долгие годы преподавала в Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой. Теперь ее роли на сцене танцуют ученицы ее учениц, вдохновляясь рассказами наставников о том ощущении праздника, которое дарило легкое дыхание танца Наталии Дудинской. Ольга Макарова
Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)