ИСПОЛНИТЕЛИ:
Александр Михайлов (тенор)
Хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Гектор Берлиоз
Реквием, coч. 5
Реквием – особый чин католической мессы, которая служилась во время отпевания или в дни особого поминовения усопших. Название произошло от первой строчки богослужебного текста Requiem aeternam dona eis, Domine («Вечный покой даруй им, Господи»). В окончательном варианте текст реквиема сформировался в XIV веке. А начиная с Реквиема Моцарта этот жанр перестал быть сугубо богослужебным и обрел собственную концертную жизнь.
Реквием Берлиоза также предназначен для концертного исполнения – это масштабное действо с элементами театрализации. По словам Поля Дюка, «с молодых лет Берлиоз был одержим мыслью сочинить то, что сам назвал произведением “вавилонским”». С другом Эмбером Ферраном композитор задумал создать ораторию под названием «Последний день мира» с устрашающим количеством хоровых и оркестровых масс, но впоследствии отказался от этого намерения. В 1837 году Берлиозу поручили написать Реквием для исполнения в Доме инвалидов во время погребения генерала Дамремона. Тогда композитор вспомнил про «Последний день мира» – и Реквием стал тем самым «вавилонским» сочинением, о котором он мечтал.
Масштабность замысла повлекла за собой масштабность исполнительского состава. По мысли Берлиоза, исполнять Реквием должны 700–800 музыкантов. Грандиозные картины крушения мира, буйства страстей, пограничных психологических состояний всегда занимали воображение Берлиоза. И задача Реквиема – потрясти воображение слушателя размахом, грандиозным составом и подавляющими звучностями. Темы рельефны, плакатны, вырастают из мелодекламации, гармонии красочны и непредсказуемы. Манеру письма Берлиоза можно сравнить с монументальной фресковой живописью.
В Реквиеме Берлиоза десять частей: Requiem et Kyrie, Dies irae, Quid sum miser, Rex tremendae, Quaerens me, Lacrymosa, Offertorium, Hostias, Sanctus, Agnus Dei. Номера со второго по пятый основаны на тексте канонической секвенции Dies irae, которую композитор специально разбил на несколько частей, чтобы рельефнее выделить важные для него фрагменты текста.
Реквием был впервые исполнен в Париже 5 декабря 1837 года в Соборе Дома инвалидов – под управлением автора и произвел огромное впечатление на слушателей и критиков. Егор Ковалевский