Автором Stabat mater dolorosa считают тосканского поэта Якопоне да Тоди, монаха-францисканца, жившего в XIII веке. Хотя в XVI столетии Тридентский собор исключил Stabat mater из католической литургии, тем не менее композиторы продолжали обращаться к этим стихам, и в 1727 году папа Бенедикт XIII восстановил их в правах. 26-летний Джованни Баттиста Перголези написал Stabat mater для сопрано, альта, струнных и органа незадолго до своей смерти в 1736 году. Состав участников «скопирован» им со Stabat mater Алессандро Скарлатти. Это произведение ежегодно звучало в Неаполе в дни Великого поста, и Перголези, видимо, ставил себе целью заменить его сочинением в новом духе. Действительно, его музыка выдержана в модном «галантном» стиле – чувствительном, легком, человечном. Многие музыкальные интонации и острые ритмы пришли из опер-буффа, восьмая часть названа фугой, но в строгом смысле ею не является.
Несмотря на дискуссии, можно ли признать Stabat mater Перголези настоящей духовной музыкой, уже в XVIII веке это сочинение обошло всю Европу. Некоторые исполнители расширяли состав участников: ради более мощного звучания добавляли мужские голоса и духовые инструменты. (Анна Булычева)