Мария – Мария Ширинкина
Вацлав – Никита Корнеев
Гирей – Роман Беляков
Зарема – Екатерина Чебыкина
Нурали – Павел Остапенко
Алла Сизова была одной из тех, кто создал легенду ленинградского балета 1960–1970-х, на чьи спектакли стремились попасть и чьи выступления вспоминают до сих пор. Кинопленка запечатлела ее танец. Даже видеозапись передает магнетизм его естественности. А огромный и легкий прыжок Сизовой поражает и сегодня, спустя десятилетия, когда балетная техника, казалось бы, шагнула вперед.
Алла Сизова пришла в труппу Кировского театра в 1958 году, однако ее дебют на прославленной сцене состоялся раньше. Еще студенткой Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой выступив в партии Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», она своим феноменальным полетом заставила говорить о себе: пресса расценила первый выход в ответственной партии как гарантированный пропуск в «большой балет». В театре творческая карьера Аллы Сизовой, щедро одаренной от природы и прекрасно выученной педагогом Натальей Камковой, началась стремительно. За три сезона она подготовила четырнадцать ролей: Мирта в «Жизели», Принцесса Флорина, Фея нежности в «Спящей красавице», «Шопениана». А кульминацией первых лет стала Принцесса Аврора в балете «Спящая красавица». Воплощение беззаботной юности, Сизова в этой сложнейшей партии классического репертуара покорила зрителей многих стран: за исполнение роли Авроры Парижская академия танца присудила ей премию имени Анны Павловой. Техническое совершенство, изящество и легкость, а также умение балерины радоваться каждому движению, заряжая этим жизнеутверждающим началом зрителя, сделали Сизову одним из лидеров балетного поколения 1960–1970-х.
Пленяющий искренностью и задушевностью танец Аллы Сизовой с ее полетным прыжком редкой красоты открывал новые краски в знакомых партиях – Жизели, Золушки, Джульетты, Марии в «Бахчисарайском фонтане», Параши в «Медном всаднике», Катерины в «Каменном цветке», Маши в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте». Неподдельной искренностью и доверительной интонацией Сизова заставляла зрителей верить ее героиням, были ли то бесплотные сильфиды, сказочные принцессы или деревенские девчонки. Индивидуальность артистки лирического амплуа украсила и многие современные спектакли тех лет: Алла Сизова воплотила в танце образ Офелии в «Гамлете» Константина Сергеева, участвовала в создании «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского, заставив с пронзительным драматизмом звучать трагическую тему. Свято чтившая академизм ленинградской школы, она никогда не ограничивала танец лишь соблюдением принятых правил, наполняя живой и трогательной эмоцией каждое движение. Ее музыкальность и одухотворенность, неравнодушие в танце были залогом зрительской любви. А в сердцах коллег навсегда останется свет, который излучала на сцене Алла Сизова.
Ольга Макарова
Премьера – 28 сентября 1934 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова, спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития балета.
«Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева, определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич, либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств, зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором хореографии нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными «Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы. Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане» творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию. Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые подробности прозы. Недосказанность пушкинской поэзии требовала логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый персонаж – Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина – актриса, танцовщик – актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)