Санкт-Петербург, Концертный зал

Дженкинс. Месса мира «Вооруженный человек»


К Международному дню защиты детей

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Злата Булычёва (меццо-сопрано)
Григорий Андрулис (дискант)
Никита Грибанов (тенор)

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко

Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга
Главный хормейстер  – Игорь Грибков
Хормейстер – Анна Барсова

Концертный хор Школы-студии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
Художественный руководитель – Мария Романова
Концертмейстер – Елизавета Рулёва

Академический хор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета
Художественный руководитель и дирижёр Елена Касьянова
Хормейстеры: Анна Русецкая, Николай Аничков

Камерный хор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого
Художественный руководитель – Александра Макарова
Хормейстер – Иван Егоров


В ПРОГРАММЕ:
Карл Дженкинс
Месса мира «Вооруженный человек»

О концерте

The Armed Man («Вооруженный человек») – ораториальное произведение, имеющее подзаголовок Mass for Peace («Месса мира»). Дженкинс написал его по заказу Королевского оружейного музея для празднований Миллениума и посвятил жертвам войны в Косово. Не будучи богослужебным сочинением, «Вооруженный человек» включает в себя фрагменты католической мессы – части Kyrie, Sanctus, Agnus Dei и Benedictus. Название The Armed Man происходит от названия первой части, где использована французская солдатская песня XV века L’homme armé. Эта знаменитая тема легла в основу множества месс XVI-XVII веков.
Дженкинс стремился сделать свое сочинение мультикультурным, подчеркивая тем самым универсальность основной антивоенной идеи. Так, наряду с христианскими молитвами звучит мусульманский призыв к молящимся Allahu Akbar. Использованы библейские тексты на английском языке, стихи Киплинга, Драйдена, Свифта, Теннисона и других авторов, среди которых особенно пронзительно звучат строки Тогэ Санкичи, человека, выжившего в Хиросиме, но все же умершего позднее от лейкемии. Ужас перед пожирающим пламенем выражен словами из древнеиндийского эпоса, где описаны страдания погибающих в огне животных.
Месса начинается с топота солдатских сапог. Солдатский марш сопровождается песней, мелодию которой Дженкинс сначала поручает флейте пикколо, имитируя звучание военного оркестра. Армия приближается, слышен грохот барабанов. Звучность нарастает с каждым новым проведением темы, обрушиваясь к концу части тройным «форте». В полной тишине муэдзин призывает к молитве. Вслед за мусульманами молятся христиане. Композитор стилизует старинную церковную музыку: полифонию Палестрины (раздел Christe, eleison), григорианский хорал (псалмы). Но молитвы, обращенные к Богу, не всегда о мире: воины просят Бога благословить их на битву за отечество. Дженкинс показывает образ «благородной войны», романтизированной войны. Но война – это ад: в шестой части начинается настоящая канонада с криками «Заряжай!», грохотом орудий, ревом труб. Это «апофеоз войны», торжество смерти: звучат полные ужаса крики погибающих. Наступает переломный момент: между 7-й и 8 частями Дженкинс предписал 30 секунд полной тишины, после чего солирующая труба играет Last PostПоследняя застава») – мелодию, которую в Англии исполняют на военных похоронах. И сразу вслед за этим очевидец рассказывает о гибели Хиросимы. Последние части мессы выражают надежду на преображение человечества, на жизнь без войны. Звучит знакомый мотив песни «Вооруженный человек», но с новыми словами, несущими простую истину: «Лучше мир, чем война».
Христина Стрекаловская

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход