ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Мира Евтич (фортепиано)
Абисал Гергиев (фортепиано)
Хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Родион Щедрин
«Месса поминовения» для хора a cappella (по надписи надгробия Николая Гоголя)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Концерт для фортепиано с оркестром № 6
«Кармен-сюита»
Родион Щедрин написал очень много музыки для фортепиано. Это неудивительно: Щедрин – композитор-пианист, окончивший Московскую консерваторию по двум в равной мере увлекавшим его специальностям. Студентом он сочинил свой Первый фортепианный концерт; позднее появились еще пять. Жанр фортепианного концерта стал для него экспериментальной площадкой, где позволительны были самые интересные и неожиданные решения, где традиции переплетены с новаторством, фольклор – с современными композиторскими техниками. Уже первый концерт с его моторной ритмикой и частушечными мелодиями звучит узнаваемо по-щедрински. На концерте в Мариинском театре виртуозный концерт молодого автора сыграет молодой пианист Абисал Гергиев.
Во втором отделении прозвучит одночастный Шестой концерт, написанный в 2003 году к 75-летию Беллы Давидович. Эта выдающаяся пианистка, с которой Щедрин учился в одном классе у Якова Флиера, особенно прославилась исполнением романтического репертуара, и проникновенная лиричность ее интерпретаций повлияла на музыку посвященного ей концерта. Концерт имеет подзаголовок lontano – «вдали, отдаленный» – и примечателен пространственными эффектами эха, ставшего одним из излюбленных символов ретроспекции и рефлексии в позднем творчестве Щедрина. Солировать будет Мира Евтич; восемь лет назад эта великолепная сербская пианистка, вобравшая традиции русской фортепианной школы (она училась у Станислава Нейгауза, Бориса Берлина, Марины Вольф), совместно с Валерием Гергиевым основала фестиваль «Лики пианизма». 29 декабря оба учредителя выступают в одном концерте.
Фортепианную программу дневного концерта обрамляют два сочинения, связанные с именем супруги композитора, великой Майи Плисецкой. Открывающая концерт хоровая «Месса поминовения» посвящена ее памяти. В завершение прозвучит самое популярное сочинение Щедрина – «Кармен-сюита» для струнных и 47 ударных инструментов, созданная им в 1967 году для супруги всего за двадцать дней. Статистика свидетельствует, что каждый день где-то в мире эту сюиту либо исполняют, либо передают по радио. С 2010 года балет «Кармен» с музыкой Бизе–Щедрина танцуют и в Мариинском театре.