Санкт-Петербург, Мариинский театр

Сильвия


балет Лео Делиба

Второй спектакль 14-го абонемента

Исполнители

Премьера балета Лео Делиба в хореографии Луи Меранта – 14 июня 1876 года, Гранд-опера, Париж
Премьера балета в хореографии Фредерика Аштона – 3 сентября 1952 года, Королевский оперный театр, Лондон
Премьера в Мариинском театре (хореография Фредерика Аштона) – 3 апреля 2014 года


Продолжительность 2 часа 25 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Благодарим г-на Тошихико Такахаши за постоянную поддержку в реализации балетных проектов Мариинского театра.

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Лео Делиба
Хореография Фредерика Аштона

Реконструкция хореографии – Кристофер Ньютон
Педагоги-репетиторы по постановке в Мариинском театре – Анна Тревьен и Сьюзан Джонс
Сценография и костюмы – Кристофер и Робин Айронсайд
Дополнительный дизайн – Питер Фармер
Световое решение – Марк Джонатан

Краткое содержание

Действие I
Священная роща
Перед святилищем бога любви Эроса в лунном свете танцуют лесные феи. Появляется пастух Аминта, влюбленный в Сильвию. Слыша приближение Сильвии и ее свиты, он прячется и наблюдает за их танцем, посвященным удачному завершению охоты. Сильвия, одна из нимф Дианы, которая навсегда отреклась от любви, насмехается над статуей Эроса. За Сильвией следит и злой охотник Орион. Восхищенный ее красотой, он решает овладеть ею.
Заметив плащ Аминты, нимфы выводят пастуха из укрытия. Он признается Сильвии в любви, но она приходит в гнев и, обвиняя во всем озорного бога Эроса, направляет на него свой лук. Аминта пытается заслонить статую бога, и стрела Сильвии поражает его в самое сердце. В ответ Эрос стреляет в Сильвию. Она ранена, но, вынув стрелу из сердца, удаляется вместе со своими приближенными.
Крестьяне идут в поля, танцуя во славу Эроса. Когда они уходят, появляется Орион. Он ликует, увидев тело убитого Аминты. Но в этот момент возвращается Сильвия. Пораженная в сердце стрелой Эроса, теперь она оплакивает смерть пастуха. Выскочив из укрытия, Орион похищает Сильвию и уносит ее в свой грот.
Один из крестьян, видевший похищение Сильвии, зовет своих друзей. Они оплакивают Аминту. Среди них появляется странная фигура в плаще. Крестьяне просят незнакомца о помощи. Тот, сорвав с куста цветок, прижимает его лепестки к губам Аминты и воскрешает его. Пастух благодарит своего спасителя, а тот рассказывает ему о похищении Сильвии. Крестьяне находят ее лук, а незнакомец открывает свое имя. Это бог любви Эрос, и он отправляет Аминту на поиски Сильвии.


Действие II
Грот Ориона на острове
Орион тщетно пытается завоевать расположение Сильвии, соблазняя ее украшениями и роскошной одеждой. Стрела Эроса не дает ей забыть о любви к Аминте, и она пытается бежать. Но Орион отнимает у нее стрелу. Он предлагает пленнице вина. Чтобы избавиться от домогательств, она уговаривает его самого выпить вина и танцует, пока Орион не падает без чувств, напившись допьяна. Сильвия возвращает стрелу и молит Эроса о помощи. Появившийся бог любви являет Сильвии образ Аминты, который ожидает ее у храма Дианы. Эрос уводит пленницу с собой, чтобы воссоединить ее с возлюбленным.


Действие III
Морское побережье у храма Дианы
В самый разгар праздника во имя Бахуса появляется Аминта. Он пытается отыскать Сильвию в храме Дианы, но двери храма заперты. К берегу приближается лодка, в которой находятся Эрос, Сильвия и ее приближенные. Эрос воссоединяет влюбленных.
Посреди всеобщего ликования появляется Орион, полный решимости вернуть Сильвию. Она укрывается в храме. После поединка с Аминтой Орион пытается ворваться в храм, но Диана убивает его. Теперь ее гнев обращен против влюбленных и она запрещает им быть вместе. Эрос напоминает богине, что и сама она когда-то пылала страстью к простому пастуху Эндимиону. Смягчившись, Диана благословляет влюбленных.


Аштон нашел ключ к волшебной музыке Делиба, сочинив воздушный, стремительный, легкий и ироничный балет, в котором царствует танцевальная стихия, введенная в четкие, но при этом акварельно невесомые формы. Весь балет Аштона пронизан стихией танца. Главное его качество – динамизм.
К середине века мировой балет уже впитал в себя опыт модернистской классики Баланчина – и вот Аштон погружает бесхитростный старинный сюжет в стремительные потоки танца, структурирующие пространство, отвечающие дыханию музыки и наполненные живой и интенсивной энергией. Балет строится как череда блистательных ансамблей, в которые вплавлен остроумно поданный сюжет.
Воздушный ансамбль дриад в длинных балетных тюниках и фавнов, ловящих их цветочными гирляндами, энергичный ансамбль охотниц в коротких одеждах, военных шлемах и с луками, ансамбль поселян с граблями и прелестными маленькими тачками сменяют друг друга. А история о том, как пастух Аминта влюбился в нимфу-охотницу Сильвию, как он был сражен стрелой и воскрешен Эросом, принявшим обличье волшебника, как Сильвию похитил злой Орион и как она над ним посмеялась, напоив допьяна, тоже целиком танцевальна и проходит без снижения общего летящего темпа. Эти сюжетные сцены полны изящества и прелестного хореографического юмора – юмор не только в поведении персонажей, но и в том, как обыгрываются привычные балетные движения, и в том, как интерпретируется музыка. И еще «Сильвия» – это упоение легкостью. Даже грозный Эрос в обличье старика-волшебника, в балахоне и широкополой шляпе, двигаясь особым, легчайшим шагом, одновременно танцующим и кошачьим, становится похож на артиста комедии дель арте.
Коллизия двух соперников, Аминты и Ориона, которая так похожа на коллизию Жана де Бриена и Абдерахмана в хорошо знакомой нам «Раймонде», тоже решается в сторону легкости: нежный Аминта выходит из всех перипетий победителем, а «маскулинный» Орион оказывается посрамлен.
Сам же образ Сильвии сочетает героическое начало (воинственные танцы охотниц) с пикантностью (сцены соблазнения Ориона), а изящество – с танцевальным азартом (вариация на музыку знаменитого пиццикато). Инна Скляревская


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)