Судьба Владимира Ребикова непохожа на судьбы других русских композиторов начала XX века. Сам себя он называл «малым метеоритом, которому суждено пройти свой путь совершенно незаметно для русской музыки, изобилующей талантами и гениями». Во многом опередив современников в поисках нового музыкального языка, Ребиков получил популярность в начале прошлого столетия, однако звезда его померкла, когда раскрылся талант Прокофьева и Стравинского, и интерес к его музыке начал возрождаться лишь в конце века.
Ребиков оставил сочинения во многих жанрах, но более всего привлекала его опера, которая стала площадкой для экспериментов в области передачи средствами музыки различных эмоциональных состояний. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского (среди опер которого он особенно ценил «Женитьбу»), композитор сделал основой оперы точно следующий живым разговорным интонациям речитатив. Мелодекламация у него максимально поэтизирована, пронизана лирическими интонациями и в то же время остается гибкой и текучей, не застывая в канонизированных оперных формах.
«Дворянское гнездо» – последняя из десяти опер Ребикова – написано в 1916 году. Грустная летопись судьбы дворянских семей в России пересказана композитором с пронзительной элегичностью. Романсы, погружающие в атмосферу дворянской усадьбы, перемежаются с тщательно выписанными диалогами, в которых музыка следует за мельчайшими поворотами чувств. Трагическая история любви главных героев предстает в опере искренне и без прикрас, словно каждый раз заново разворачиваясь на глазах у слушателя.
При жизни Ребикова это произведение не исполнялось. В июле 1917 года Немирович-Данченко захотел поставить его, начались репетиции, но премьера не состоялась из-за сложной политической обстановки. В январе 1995 года «Дворянское гнездо» поставил Камерный театр музыкальный театр Бориса Покровского в Москве, а сейчас опера в концертном исполнении звучит на сцене Мариинского театра.