Фортепианное трио до минор – юношеское сочинение Дмитрия Шостаковича, написанное им в 17 лет, в период обучения в Петроградской консерватории. Исполненное при жизни композитора лишь дважды в 1920-е годы, трио оставалось неизданным и неизвестным широкой публике до 1983 года. Это одночастное сочинение, отмеченное сильным влиянием романтической традиции. Тем не менее, уже здесь Шостакович успешно осваивает композиционный прием, который станет очень характерным для зрелых его работ: образное переосмысление, трансформация исходной музыкальной мысли (здесь это нисходящий трехзвучный мотив у виолончели). Трио до минор вместе с другими консерваторскими сочинениями Шостаковича подготовило почву для первого крупного успеха молодого композитора – Первой симфонии.
Владимир Хавров
Первый скрипичный концерт ля минор соч. 77 был создан Шостаковичем при обстоятельствах, сходных с теми, в каких появилась Четвертая симфония. Над симфонией он работал в разгар травли 1936 года, над концертом – в самые тяжелые дни 1948-го, возвращаясь с собраний, на которых Жданов учил композиторов, как надо писать музыку.
Мрачная и монументальная партитура была завершена 24 марта 1948 года, но из-за обвинений в «формализме» премьеры пришлось ждать семь лет. Давид Ойстрах, для которого этот концерт написан, учил его тайно, и лишь в 1955 году стало возможным публичное исполнение. Премьера прошла 29 октября 1955 года в Ленинграде. Концерт с огромным успехом прозвучал под управлением Евгения Мравинского. Финал по требованию публики бисировали.
Концерт отличается подлинно симфоническими масштабами. В нем четыре части. За Ноктюрном следует высоко ценимое самим композитором Скерцо, в котором использована надрывная еврейская тема – фрейлехс. Пассакалью, в которой звучит бетховенский «мотив судьбы», связывает с финальной Бурлеской необыкновенно выразительная каденция солиста.
Анна Булычёва