Санкт-Петербург, Концертный зал

К юбилею Арво Пярта


Пятый концерт 37-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Эстонский филармонический камерный хор
Дирижер – Каспарс Путниньш


В ПРОГРАММЕ:
Густав Малер (аранжировки Клитуса Готтвальда)
«В полночь»
«Первозданный свет»
«Три ангела пели»
«Вечерняя заря»

Кайя Саариахо
«День года»

Арво Пярт
«Сумма»
Magnificat
«Женщина с алебастровым сосудом»
Nunc dimittis

О концерте

Малер не оставил сочинений для хора a capella, и эту «ошибку» решил исправить Клитус Готтвальд. Готтвальд родился в Силезии в 1925 году и к 1940-м годам XX века стал признанной фигурой послевоенного авангарда. Он любил делать хоровые транскрипции и, среди прочих, оставил около десятка переложений сочинений Малера. В их числе – песни, а также хоровые и даже чисто инструментальные части симфоний композитора.

«В полночь» – одна из пяти песен Малера на стихи Рюккерта; это вокально-инструментальная элегия, одна из вершин философской лирики в песенном творчестве Малера. Песня отчасти напоминает медленную часть Третьей симфонии Малера («О человек, внемли! Что говорит глухая полночь?»). В число транскрипций Готтвальда также вошел хор из пятой части симфонии «Три ангела пели» (детская песенка о небесной радости из «Волшебного рога мальчика») и песня «Первозданный свет» – фрагмент четвертой части Второй симфонии на слова из того же сборника. Знаменитое Аdagietto из Пятой симфонии, вероятно написанное, как признание в любви к Альме Шиндлер, было положено в основу хора «Вечерняя заря» на слова Йозефа Эйхендорфа.

Хоровой цикл «День года» Кайи Саариахо написан на слова экзальтированного поэта-романтика Фридриха Гёльдерлина. Сочинение было впервые исполнено в  2002 году Камерным хором «Тапиола» в рамках Недели камерных хоров в Хельсинки.

В аннотации к произведению Саариахо пишет: «Идея “Дня года” пришла ко мне несколько лет назад, когда близкий мне человек перенес кровоизлияние в мозг – у него полностью отсутствовало чувство времени и пространства, и мне пришлось искать новые пути общения… Мне трудно судить, что происходило в голове Гёльдерлина, когда он датировал свои стихи датами, отстоящими написания на десятилетия и даже века от реального времени создания и подписывался именем Скарданелли… Его стихи концентрируют внимание на текущем моменте – том, как он длится, затем исчезает и затем трансформируется во что-то новое. Текст требовал архаичного стилевого решения. Я также хотела расширить звуковую палитру в направлении природы, которая имеет большое значение в этих стихах. Поэтому, наряду с человеческим голосом в цикле используется пение птиц, шум ветра и другие звуки природы».
Екатерина Юсупова

В 1970-е годы Пярт находился состоянии творческого кризиса: разочаровавшись в авангарде, он перестал сочинять и погрузился в изучение старинной музыки. Однажды, услышав григорианский хорал, он пережил нечто вроде озарения: подобно «вспышке молнии» пришло понимание, «какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух, трех нот».
«Двумя, тремя нотами» были исписаны тонны бумаги, однако до выхода из кризиса прошло несколько лет. Лишь с середины 1970-х из под пера композитора начали выходить небольшие пьесы, написанные в новой технике tintinnabuli (лат. «колокольчики»). Стиль tintinnabuli впитал традиции григорианских песнопений, органума, знаменного распева, однако это не столько возрождение традиции, сколько поиск истины. Путь к ней Пярт нашел в отказе от лишнего и максимальной концентрации: «надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге… тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным».

«Сумма» – одно из самых ранних сочинений Пярта в технике tintinnabuli. Она была написана в 1977 году как хоровое сочинение на текст католического Credo. Подобно барочным композиторам, Пярт питает пристрастие к транскрипциям для различных составов: в том же году «Сумма» была переложена для квартета продольных флейт и для гитарного дуэта, в 1991 году был создан вариант для струнного квартета и струнного оркестра, а в 2009 году – для квартета саксофонов. Название «Сумма» скрывает религиозную природу сочинения – во время его создания Пярт еще жил в СССР.
Magnificat Пярт написал в 1989 году. Сочинение представляет технику tintinnabuli в ее самом утонченном виде. Фактура произведения варьируется от двухголосия к tutti. Двухолосные фрагменты потрясающе прозрачны – они состоят из мелодии на фоне выдержанного звука в верхнем голосе, а включения tutti создают мощный контраст.
Хор «Женщина с алебастровым сосудом» был сочинен в честь 350-летия Карлштадской епархии (Швеция) в 1997 году. Он основан на фрагменте Евангелия от Марка, повествующем о женщине, пришедшей помазать миром ноги Христа. Следуя «маленьким простым правилам» техники tintinnabuli, Пярт, как всегда, удивляет: создать из нескольких нот столь изысканное произведение – почти невыполнимая задача.
Nunc dimittis – латинский вариант восточнохристианского песнопения «Ныне отпущаеши». Гимн – неотъемлемая часть и англиканской, и православной службы. Хор был сочинен для епископального Собора св. Марии в Эдинбурге и исполнен на вечерней службе, которая в прямом эфире транслировалась Би-би-си в 2001 году.
Екатерина Юсупова

Об исполнителях

Камерный хор Эстонской филармонии был основан в 1981 году Тыну Кальюсте, который занимал пост художественного руководителя и главного дирижера коллектива в течение двадцати лет. С 2001 по 2007 год его дело продолжал Пол Хиллиер, а с 2008 по 2013 год – Даниэль Ройс. С сезона 2014–2015 художественным руководителем и главным дирижером хора стал Каспар Путниньш.
Коллектив активно исполняет произведения эстонских композиторов: Арво Пярта, Вельо Тормиса, Эркки-Свена Тююра, Галины Григорьевой, Тойво Тулева, Тыну Кырвитса, Хелены Тулве. В течение сезона дает 60–70 концертов в Эстонии и за ее пределами.
Хор сотрудничал с такими дирижерами, как Клаудио Аббадо, Гельмут Риллинг, Эрик Эриксон, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Фридер Берниус, Луи Лангре, Стивен Лейтон, Марк Минковский, Кристоф Поппен, Колин Дэвис, Пол Маккриш. Выступал с Пражским, Базельским, Штутгартским камерными оркестрами, Камерным оркестром им. Густава Малера, Лондонским симфоническим оркестром, оркестрами Camerata Salzburg и Les Musiciens du Louvre Grenoble, Национальным оркестром Уэльса Би-би-си, Эстонским национальным симфоническим оркестром и Таллинским камерным оркестром.
Участвовал в фестивалях «Би-би-си Промс», «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, в фестивалях в Гламоргане и Экс-ан-Провансе, в Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн. Давал концерты в Сиднейской опере, венском Концертхаусе, Дворце каталонской музыки в Барселоне, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке и на многих других известных площадках.
Помимо этого хор регулярно осуществляет записи на лейблах ECM, Virgin Classics, Carus, Harmonia Mundi и Ondine. В 2007 году получил премию «Грэмми» за диск Arvo Pärt. Da Pacem (Harmonia Mundi) , в 2014 году – за диск Arvo Pärt. Adam’s Lament (ECM). Записи коллектива были отмечены и другими престижными наградами, в числе которых Diapason d’Or, приз Ассоциации немецких критиков в области звукозаписи, Датская музыкальная премия и премия «Шок года» от журнала Classica.

Возрастная категория 6+

24 октября 2015
17 ноября 2015
6 января 2016
10 марта 2016
20 апреля 2016
К юбилею Арво Пярта
12 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход