Санкт-Петербург, Концертный зал

Дочь полка

комическая опера в 2-х действиях (концертное исполнение)
комическая опера Гаэтано Доницетти (концертное исполнение)

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
 
Четвертый концерт 34-го абонемента

Исполнители

Дирижер – Заурбек Гугкаев
Мари – Ольга Пудова
Тонио – Хаоинь Сюэ
Маркиза – Анна Кикнадзе
Капрал – Динар Джусоев
Сюльпис – Андрей Серов
Гортензио – Денис Беганский
Герцогиня де Кракенторп – Екатерина Латышева
Крестьянин – Шота Чибиров

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Продолжительность концерта 2 часа
Концерт идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Гаэтано Доницетти
Либретто Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жан-Франсуа Байяра

Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Действие происходит в Тироле в 1805 году.
Действие первое
Возвращаясь в свой замок, маркиза де Беркенфильд вместе с управляющим Гортензио из-за наступления наполеоновских войск вынуждены укрыться в тирольской деревушке. Совсем близко слышны залпы орудий, женщины молят о защите Мадонну, вот-вот произойдет сражение. Гортензио пытается успокоить госпожу. Слова молитвы, подхваченные всеми жителями, становятся мужественным гимном.
Крестьянин приносит новость: французы покинули горы, опасность миновала.
В бравых куплетах маркиза сокрушается о неприятностях, которые доставляет война. Колкие упреки сыплются на французов: для нее они просто шайка разбойников. Услышав, что неприятель далеко, тирольцы, а вместе с ними и маркиза, ликуют в предвкушении желанного мира.
Внезапно появляются французские гренадеры с сержантом Сюльписом во главе.
С ними Мари, маркитантка и гордость двадцать первого полка. Двадцать лет назад солдаты нашли ее ребенком на поле битвы – и воспитали в полковой семье. Озорная девушка всему на свете предпочитает барабанную дробь и не мыслит себя без походной жизни.
Солдаты ведут на расстрел схваченного шпиона. Мари узнаёт в нем человека, спасшего ее в горах от падения в пропасть. Молодой тиролец Тонио, влюбленный в Мари, оказывается, появился здесь ради встречи с ней. Мари убеждает своих «отцов» подарить ему жизнь. Перемирие скрепляется наполненными стаканами и тостами за Францию. Мари запевает заздравные куплеты, которые прославляют подвиги полка. Раздается сигнал сбора, солдаты уходят. Тонио намеренно отстает, дабы объясниться с Мари. Проведав, что она дала обещание выйти замуж только за солдата своего полка, Тонио решает поступить в гренадеры.
Осмелевшая маркиза просит Сюльписа обеспечить ей охрану и неожиданно узнаёт, что Мари – дочь капитана Роберта, который, по словам маркизы, был когда-то женат на ее покойной сестре. Гренадеры воспевают звуки барабанного боя, вдохновляющие на победы.
Тонио восторженно обращается к солдатам полка: теперь он также под их знаменами и, значит, может рассчитывать на благосклонность «отцов». Получив желанное согласие на женитьбу, он на седьмом небе от счастья. Но внезапно Сюльпис сообщает, что его невесте придется покинуть полк. Печальным романсом Мари прощается со своими близкими. Однако маркизе безразличны и отчаяние Тонио, и негодование солдат, – она увозит племянницу.

Действие второе
В замке Беркенфильд год спустя. Маркиза надеется на превращение бывшей маркитантки в благовоспитанную девушку, которую ждет достойная партия – сын герцогини де Кракенторп. Она просит Сюльписа, который служит теперь дворецким в замке, повлиять на строптивицу. Маркиза разучивает с племянницей сентиментальный романс, но та при одобрении Сюльписа быстро сбивается на любимую солдатскую песню (Rataplan).
Оставшись одна, Мари размышляет о своей горестной судьбе: обретя дом и имя, она должна забыть о друзьях и любимом. Внезапно с улицы доносится военный марш. Это гренадерский полк приближается к замку. Среди боевых товарищей Мари – Тонио, произведенный за храбрость в офицеры. Друзья радуются счастливому воссоединению. Мари и Тонио уговаривают Сюльписа замолвить за них словечко. Тонио просит руки Мари, но маркиза и слышать ничего не хочет об этом союзе. Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза признаётся ему, что Мари ей вовсе не племянница, а дочь!
В замок со своими спутниками приезжает герцогиня де Кракенторп, готовая подписать брачный контракт. Узнав правду, Мари бросается к матери, она готова покориться ее воле. Врываются солдаты вместе с Тонио. Он шокирует аристократов рассказом о маркитантском прошлом дочери маркизы.
Оскорбленные, те покидают замок, а маркизе ничего не остается, как благословить влюбленных. Салютуя Франции, все празднуют возвращение дочери полка.


Мари, найденная на поле боя, выросла среди солдат. Когда тайна ее благородного происхождения открывается, очаровательной пацанке приходится осваивать положенные ей по статусу манеры и готовиться к выгодной партии. Но, как водится, сердце девушки уже занято – тирольцем Тонио, ради своей любимой поступившим в полк. Помешать намеченной свадьбе может только одно – «страшная» правда о прошлом невесты.
«Дочь полка» – это французская комическая опера, созданная итальянским мастером бельканто. В 1838 году Гаэтано Доницетти получил приглашение в Париж – поставить свои оперы; отредактированные на французский манер, они с успехом шли на сцене Гранд-опера. «Дочь полка» – первая опера Доницетти, написанная на изначально французское либретто и во французском жанре. В отличие от итальянской оперы-буффа, где используются речитативы в сопровождении клавесина (secco), французская комическая опера включает в себя разговорные диалоги. Премьера состоялась 11 февраля 1840 года в театре, специализировавшемся именно на подобных сочинениях, – Опера-комик. Романтическая комедия с бравым военным колоритом, разыгрываемая на фоне великолепного альпийского пейзажа, сразу полюбилась публике.
Доницетти дал возможность проявить себя и ведущему тенору, и титульной героине, умеющей быть как сорванцом, так и задумчивой барышней. Танцевальные эпизоды сменяются броскими маршевыми номерами, а пасторальные наигрыши – томным романсом под аккомпанемент арфы. Уже в энергичной увертюре слышны барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши. Важный лейтмотив оперы – популярная солдатская песня «Ратаплан», имитирующая барабанный бой. Пытаясь освоить светские манеры, Мари разучивает сентиментальный романс, но старые привычки берут верх. Триумфальный финал открывается дробью малого барабана и хором солдат со звонкими подражаниями трубным сигналам и неизменным мотивом «Ратаплана».
«Дочь полка» требует вокалистов высочайшего уровня мастерства. Когда-то в роли Мари блистала знаменитая Джоан Сазерленд, партия Тонио нашла непревзойденного интерпретатора в лице Лучано Паваротти. Ария Тонио Ah! Mes amis, quel jour de fête! с ее предельно высокими нотами принадлежит к числу самых сложных сочинений тенорового репертуара.


6 декабря 2015
17 января 2016
6 февраля 2016
3 марта 2016
Дочь полка
14 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)