Иоганн Мельхиор Мольтер, капельмейстер в Карлсруэ (столице маркграфства Баден-Дурлах), оставил обширное композиторское наследие, включающее в себя среди прочего около пятидесяти концертов для разных инструментов, в том числе редких и необычных для того времени. Одним из первых в истории музыки Мольтер обращается к кларнету: для него он создал шесть концертов. Композитор использует преимущественно высокий регистр инструмента, пронзительный, напоминающий о тембре трубы и соответствующий диапазону современного кларнета-пикколо. Виртуозная партия кларнета, изобилующая быстрыми пассажами, создавалась в расчете на хорошего исполнителя –возможно, Иоганна Ройша, флейтиста, гобоиста и кларнетиста придворной капеллы. Концерт ля мажор построен по обычной трехчастной схеме: подвижные крайние части обрамляют медленную минорную.
Канцона для кларнета в сопровождении струнного оркестра Сергея Танеева – редкий в русской музыке образец сочинения с солирующим духовым инструментом. Танеев, уже занимавший в то время пост профессора Московской консерватории, написал ее для кларнетиста Ивана Преображенского, окончившего курс консерватории с серебряной медалью. Видимо, Танеев не придавал этой пьесе большого значения и не включил ее в список своих сочинений. При жизни композитора Канцона не была опубликована. Прототип этой музыки – итальянская вокальная лирика, к которой отсылает и название, и использование «баркарольного» размера 6/8 с печальной мелодией в умеренном движении.
Владимир Хавров
Молодые годы Карла Марии фон Вебера прошли в странствиях. Гастрольная жизнь преподносила столько сюрпризов, что одно время Вебер даже думал издать путеводитель для себе подобных. Почти все сочинения этого периода создавались для выступлений со все новыми и новыми оркестрами и солистами. 1811 год ознаменовался прибытием в Мюнхен и встречей с кларнетистом баварского придворного оркестра Генрихом Берманом. Всего за год 25-летний композитор написал для него концертино и два концерта. Успех был так велик, что в декабре музыканты вместе отправились на гастроли в Прагу, Лейпциг, Готу, Веймар и Берлин. Второй концерт для кларнета написан в виртуозном стиле, царившем тогда и в опере, и в инструментальной музыке. В первой части партия кларнета начинается с показа диапазона – более трех октав. А затем солист оставляет оркестру очень мало шансов «вставить словечко». Вторая часть написана в жанре романса, ее средний раздел – патетический оперный речитатив, и вновь кларнету отведена роль главного героя. Финальное рондо – блестящий полонез, в коде которого солист обрушивает на слушателей целый шквал пассажей, доводя виртуозность до апогея.
Анна Булычёва
Композицию «Она написала убийство» петербургский композитор София Левковская обозначила как «триллер», изобразив черты этого кинематографического жанра в музыке. Тревожную атмосферу, не лишенную, впрочем, иронии, здесь создает мрачный тембр солирующего бас-кларнета в сочетании с оркестровыми эффектами, напоминающими о музыке к фильмам Альфреда Хичкока. Напряженное ожидание прерывается завершающим композицию «выстрелом».
Генрих Берман, чье исполнение вдохновляло Вебера, передал свое мастерство сыну Карлу, который уже в юности играл партию второго кларнета в мюнхенском придворном оркестре, а после ухода отца в отставку занял его место. Отец и сын часто выступали дуэтом, причем Карл нередко играл на бассетгорне ― разновидности кларнета с более низким звучанием. В 1832 году Берманы гастролировали в Петербурге, и специально для этого выступления Феликс Мендельсон написал два концертштюка, из которых теперь чаще исполняется второй. Подобно большому концерту, это сочинение в трех частях, показывающее виртуозные и кантиленные возможности солистов, однако меньшее по масштабу.
Подобно другим авторам, Вольфганг Амадей Моцарт создавал свою музыку для кларнета под впечатлением от блестящей игры кларнетиста-виртуоза – это был друг и собрат композитора по масонской ложе Антон Штадлер. Концерт для кларнета с оркестром – свое последнее инструментальное сочинение – Моцарт завершил за два месяца до смерти. Вторая часть концерта, Adagio, – возвышенный диалог солиста и оркестра, напоминающий оперную арию (на что указывает также трехчастная форма с возвращением начальной темы в репризе). Контраст настроений Моцарт создает, искусно противопоставляя певучий верхний регистр кларнета и его низкие звуки.
Юмористическая фантазия Адольфа Шрайнера «Все меньше и меньше» построена как миниатюрная сюита. Незатейливая вальсовая мелодия сменяется полонезом, а затем и полькой с постепенным нарастанием темпа и уменьшением... инструмента.
В XX веке кларнет стал одним из основных инструментов нового музыкального стиля – джаза. Элементы джазового языка прочно вошли в обиход композиторов, а джазовые исполнители предпринимали небезуспешные попытки освоить классическое наследие. Кларнетист Бенни Гудмен, «король свинга», вошел в историю как первый музыкант, сыгравший концерт джазовой музыки в Карнеги-холле (1937), а всего через год после этого с Будапештским струнным квартетом записал Квинтет Моцарта и в дальнейшем проявлял живой интерес к классическим жанрам. Для Гудмена и по его заказу написан целый ряд сочинений для кларнета, в том числе Концерт Аарона Копленда. В концерте два крупных раздела: медленный, в балладном духе, начало которого неожиданно напоминает о Девятой симфонии Малера, и подвижный, где джазовое начало усиливается появлением синкопированных ритмов и включением фортепиано. Разделы соединены сольной каденцией, напоминающей виртуозную импровизацию.
Владимир Хавров