Санкт-Петербург, Фойе Стравинского (Мариинский-2)

Час Барокко. Франция


Вторая программа 59-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Надежда Хаджева (меццо-сопрано)
Сергей Близнецов (гобой)
Александр Озерицкий (флейта)
Полина Удалова (скрипка)
Лан Чи Фам (скрипка)
Елизавета Бережнова (виола д’амур)
Леонид Аникин (виолончель)
Елена Серова (клавесин)


В ПРОГРАММЕ:
Жак-Кристоф Нодо
Концерт для гобоя, двух скрипок и бассо континуо соль мажор, соч. 17 № 5

Жан-Батист Люлли
Итальянский ритурнель и ария Итальянской певицы Di rigori armata il seno из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»

Жан-Батист Лойе
Трио-соната для флейты, гобоя и бассо континуо ре минор, соч. 2 № 4

Жан-Франсуа Дандриё
Две пьесы для клавесина

Жан-Филипп Рамо
Ария Телаиры Tristes apprêts из оперы «Кастор и Поллукс»
Ария Грации Vents furieux из оперы «Принцесса Наваррская»

Мишель Блаве
«Концерт для четверых» для флейты, двух скрипок и бассо континуо ля минор

О концерте

Французскую музыку эпохи барокко отличала высоко развитая культура игры на духовых инструментах. Как правило, исполнители владели сразу несколькими инструментами и сочиняли для них. Сольные партии в таких сочинениях нередко исполнялись на любом инструменте, который подходил по диапазону. Так, концерты соч. 17 Жака-Кристофа Нодо могут быть сыграны и на флейте, и на гобое. Целый ряд сочинений для своего инструмента создал флейтист Мишель Блаве, чью игру высоко ценили мыслитель Вольтер и прусский король Фридрих Великий (сам хорошо игравший на флейте). Благодаря другому флейтисту-виртуозу Жану-Батисту Лойе, блестяще владевшему также игрой на клавесине, флейтовая музыка стала завоевывать популярность и в Англии, где Лойе жил с начала XVIII века.

Развитию исполнительства во Франции способствовала богатая музыкальная традиция, сложившаяся при дворе «Короля-Солнца» Людовика XIV. Здесь на протяжении многих лет законодателем музыкальной моды был Жан-Батист Люлли, венецианец по происхождению. Его многолетнее сотрудничество с Мольером дало жизнь целому ряду спектаклей, среди которых и комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Неизменный танцевальный дивертисмент, которым завершался любой спектакль во французском театре того времени, в этой пьесе посвящен представлению арий и танцев разных народов. В итальянском ритурнеле и арии итальянской певицы, прославляющей силу любви, Люлли воссоздает манеру письма современных ему итальянских композиторов.

Основная часть наследия французских композиторов-клавесинистов – небольшие пьесы, которые объединялись в сборники («книги»). Каждой из пьес композитор предпосылал название, указывающее на характер музыки. Таковы «Жалобная» и «Героическая» пьесы Жана-Франсуа Дандриё.

Поздние образцы французской барочной оперы – творчество Жана-Филиппа Рамо. Дебютировав как оперный композитор лишь в 50 лет, Рамо создал свыше двух десятков произведений для музыкального театра. Трагедия «Кастор и Поллукс» – одно из самых репертуарных сочинений Рамо, но и в комическом жанре он был весьма успешен. Три оперы Рамо, в том числе комедия «Принцесса Наваррская», созданы на текст Вольтера.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

3 октября 2015
16 января 2016
Час Барокко. Франция
20 февраля 2016
30 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход