Французскую музыку эпохи барокко отличала высоко развитая культура игры на духовых инструментах. Как правило, исполнители владели сразу несколькими инструментами и сочиняли для них. Сольные партии в таких сочинениях нередко исполнялись на любом инструменте, который подходил по диапазону. Так, концерты соч. 17 Жака-Кристофа Нодо могут быть сыграны и на флейте, и на гобое. Целый ряд сочинений для своего инструмента создал флейтист Мишель Блаве, чью игру высоко ценили мыслитель Вольтер и прусский король Фридрих Великий (сам хорошо игравший на флейте). Благодаря другому флейтисту-виртуозу Жану-Батисту Лойе, блестяще владевшему также игрой на клавесине, флейтовая музыка стала завоевывать популярность и в Англии, где Лойе жил с начала XVIII века.
Развитию исполнительства во Франции способствовала богатая музыкальная традиция, сложившаяся при дворе «Короля-Солнца» Людовика XIV. Здесь на протяжении многих лет законодателем музыкальной моды был Жан-Батист Люлли, венецианец по происхождению. Его многолетнее сотрудничество с Мольером дало жизнь целому ряду спектаклей, среди которых и комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Неизменный танцевальный дивертисмент, которым завершался любой спектакль во французском театре того времени, в этой пьесе посвящен представлению арий и танцев разных народов. В итальянском ритурнеле и арии итальянской певицы, прославляющей силу любви, Люлли воссоздает манеру письма современных ему итальянских композиторов.
Основная часть наследия французских композиторов-клавесинистов – небольшие пьесы, которые объединялись в сборники («книги»). Каждой из пьес композитор предпосылал название, указывающее на характер музыки. Таковы «Жалобная» и «Героическая» пьесы Жана-Франсуа Дандриё.
Поздние образцы французской барочной оперы – творчество Жана-Филиппа Рамо. Дебютировав как оперный композитор лишь в 50 лет, Рамо создал свыше двух десятков произведений для музыкального театра. Трагедия «Кастор и Поллукс» – одно из самых репертуарных сочинений Рамо, но и в комическом жанре он был весьма успешен. Три оперы Рамо, в том числе комедия «Принцесса Наваррская», созданы на текст Вольтера.
Владимир Хавров