Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер флейты

Первый концерт 42-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Софья Виланд
Татьяна Хватова
Денис Лупачев
Александр Маринеску
Николай Мохов
Михаил Побединский
Михаил Блехер (клавесин)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Антонио Вивальди
Концерт для флейты пикколо, струнных и чембало до мажор, RV 443

Жак Ибер
Концерт для флейты с оркестром

Франц Допплер
Концерт для двух флейт с оркестром ре минор

Вольфганг Амадей Моцарт
Andante для флейты с оркестром до мажор, K. 315/285e

Арам Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Авторское переложение для флейты с оркестром

О концерте

Перу Антонио Вивальди принадлежит более пятисот концертов для разных инструментов с оркестром. В трех концертах солирует flautino – продольная флейта высокого регистра, близкая современной флейте-пикколо. Композиция Концерта до мажор основана на стандартной трехчастной схеме. Первая часть и финал написаны в быстром темпе, а средняя – в медленном. По-разному происходит и взаимодействие партий оркестра и солиста. В крайних частях оркестр вступает с флейтой в соревновательный диалог, а в средней его роль сведена к аккомпанементу.

Франц Допплер сочинял оперы на венгерском языке, с успехом шедшие будапештских театрах. Кроме того, он остался в истории как флейтист-виртуоз и автор многочисленных сочинений для флейты. Допплер часто выступал вместе с братом Карлом, также хорошо игравшим на флейте. Вероятно, и Концерт для двух флейт с оркестром ре минор написан для совместного исполнения с братом. Музыка концерта, и особенно порывистой первой части, проникнута духом раннего романтизма и напоминает о сочинениях Вебера и Мендельсона.
Вторая часть – дуэт в манере итальянской канцоны, звучащий в сопровождении арфы. Танцевальный финал возвращает в сферу настроений первой части.

Со второй половины XIX века моду в игре на флейте диктовала французская флейтовая школа. Профессор Парижской консерватории Поль Таффанель (1844–1908) воспитал плеяду виртуозов-флейтистов, вдохновлявших многих композиторов на создание музыки для флейты. Среди лучших учеников Таффанеля был Марсель Моиз, которому посвятил свой флейтовый концерт Жак Ибер.
Ибер учился в Парижской консерватории в одно время с Артюром Онеггером и Дариюсом Мийо. В флейтовом концерте Ибер мастерски раскрывает выразительные возможности инструмента. Первая часть написана в неоклассическом духе и очень виртуозна. Во второй части господствует кантилена. В крайних разделах финала ритмы тарантеллы причудливо сочетаются с джазовым синкопированием, а средний раздел напоминает о музыке «французского Востока».

Вольфганг Амадей Моцарт в одном из писем признавался отцу, что не любит тембр флейты и с неохотой пишет для нее музыку. Однако флейтовые сочинения композитора опровергают это высказывание и обнаруживают прекрасное знание возможностей инструмента. Почти все произведения для флейты Моцарт написал в 1778 году в Париже и Мангейме. Два концерта для флейты созданы по заказу флейтиста-любителя Фердинанда Дежана. Медленная часть первого концерта показалась Дежану слишком чересчур сложной и он попросил Моцарта заменить ее. Впоследствии первоначальный вариант был опубликован как отдельное сочинение – так появилось Andante для флейты с оркестром до мажор. Мелодика Andante близка ариям из ранних опер Моцарта, а pizzicato струнных, имитирующее аккорды щипковых инструментов, придает музыке характер итальянской канцоны.
Владимир Хавров

Скрипичный концерт был сочинен Хачатуряном летом 1940 года за неполных два месяца. «Закончив концерт, я посвятил его Давиду Ойстраху, – вспоминал композитор, – Помню, как один музыкант, поздравляя меня, сказал: “Какой вы счастливый: концерт написали, и тут же сын у вас родился”».
Ойстраху очень понравился концерт, и он молниеносно разучил его. Хачатурян писал: «Очень быстро, уже через два-три дня, Ойстрах приехал ко мне в Дом творчества в Старую Рузу, чтобы сыграть концерт... Мой маленький коттеджик был заполнен до отказа... И я, и все присутствовавшие были поражены феерическим исполнением Ойстраха. Он сыграл концерт так, как будто учил его много месяцев, так, как он играл его и впоследствии на больших эстрадах».
Живописная красочность, яркий национальный колорит, праздничная приподнятость и виртуозность музыки концерта сразу же покорили слушателей.
Премьера сочинения состоялась 16 ноября 1940 года. Госоркестром СССР дирижировал Александр Гаук. 24 декабря 1940 года Ойстрах и Гаук исполнили Концерт в Ленинграде. Переложение концерта для флейты принадлежит самому композитору.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

22 ноября 2015
Вечер флейты
28 января 2016
12 февраля 2016
3 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход