Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. Бетховен


Первый концерт 40-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Александр Левин (гобой)
Никита Ваганов (кларнет)
Александр Афанасьев (валторна)
Родион Толмачёв (фагот)

Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гаккель


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концертная симфония ми-бемоль мажор для гобоя, кларнета, валторны и фагота с оркестром, KV 297b

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 «Героическая»

О концерте

5 апреля 1778 года находившийся в Париже Моцарт начал писать Концертную симфонию для четырех духовых инструментов и оркестра. Она должна была быть исполнена в рамках «Духовных концертов», проходивших в Париже. Предполагалось, что в качестве солистов выступят музыканты знаменитого мангеймского оркестра: флейтист Иоганн-Баптист Вендлинг, гобоист Фридрих Рамм, фаготист Георг-Венцель Риттер, а также валторнист Джованни Пунто (возможно, в ходе работы Моцарт решил заменить флейту кларнетом ради кого-то из французских кларнетистов). Музыканты буквально влюбились в новое сочинение, но директор «Духовных концертов» Жозеф Ле Гро почему-то запрятал симфонию в большую стопку нот, и ее так и не сыграли. Симфонию Ле Гро купил у Моцарта.
С тех пор никто не видел партитур ни Концертной симфонии, ни сочиненных Моцартом для Ле Гро духовных хоров. Моцарт намеревался по памяти еще раз записать симфонию для себя. Сделал ли он это, неизвестно. В самом конце 1860-х годов немецкий ученый Отто Ян обнаружил копию партитуры симфонии, в которой вместо флейты фигурирует кларнет. С тех пор моцартоведы спорят, та ли это симфония и принадлежит ли она Моцарту. Музыка, тем не менее, очень моцартовская и, несмотря на огромные трудности для солистов, очень любима музыкантами.
Анна Булычёва

Приступая к наброскам «Героической» (1803–1804), Бетховен признавался: «Я не вполне доволен своими прежними работами и отныне хочу избрать новый путь». «Начиная с Бетховена нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы», – отметил спустя столетие Густав Малер.
Начиная с «Героической» симфонии стало возможным говорить о симфонизме: это понятие сегодня прилагается не только к оркестровым пьесам и даже выходит подчас за пределы собственно музыки. Симфонизм подразумевает диалектику развития художественных образов, их противоборство в процессе роста. Конечно же, в утверждении нового художественного метода заслуга не только Бетховена – симфонизм вызревал на протяжении веков в европейской культуре, и Бетховен, по его собственным словам, «стоял на плечах гигантов».
Убежденный республиканец, композитор намеревался посвятить свою симфонию Наполеону. Один из любимых учеников Бетховена, пианист и композитор Фердинанд Рис вспоминал: «Эта симфония была задумана в связи с Бонапартом, когда он был еще первым консулом. Бетховен ценил его исключительно высоко и сравнивал с величайшими римскими консулами. Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово "Буонапарте", а внизу: "Луиджи ван Бетховен", и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: "Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!". Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». Новый титул симфонии гласил: Eroica («Героическая»).
Все было ново в новой симфонии Бетховена. Новым было «орлиное allegro» (Александр Серов) с его исполинскими масштабами, многообразием музыкальных тем, громадными размерами разработки, величием основной идеи… Новым был траурный марш – развернутая программная симфоническая картина, занявшая место традиционного Adagio. По-новому захватывал вихрь стремительного героического скерцо, окончательно отбросившего путы менуэтного этикета. Наконец, совершенно новыми предстали финальные вариации на тему Eroica: здесь Бетховен преподает урок грядущим поколениям, показывая «из какого сора растут» гениальные музыкальные идеи. Бесхитростный танцевальный мотив контрданса, сочиненного десятью годами ранее (1795) для ежегодного бала художников, был уже положен композитором в основу заключительного номера балета «Творения Прометея» (1801).
В финале симфонии Бетховен подвергает тему ряду мастерских преобразований, «выращивая» из бытового танца величественный героический апофеоз.
Иосиф Райскин

Об исполнителях

Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра создан в 1999 году по инициативе Валерия Гергиева в целях воспитания нового поколения артистов театра и совершенствования их исполнительского мастерства. С того времени и по сей день оркестр постоянно пополняется молодыми музыкантами. Коллективом руководили такие мастера, как Джанандреа Нозеда, Альгирдас Паулавичюс и сам Валерий Гергиев, обеспечивая преемственность традиций и включая молодых исполнителей в слаженную систему театрального дела. Оркестром также дирижировали Владимир Фельцман, Франсуа Ксавье-Рот, Казухико Коматсу, Дэниэл Смит, молодые дирижеры – ученики Ильи Мусина из России, США, Греции и Китая. Первое самостоятельное выступление оркестра состоялось в 1999 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», когда при участии оркестра была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В том же году прошел первый гастрольный тур Молодежного оркестра по городам Италии. В дальнейшем коллектив выступал в Финляндии, Германии и Японии.
Благодаря открытию Концертного зала Мариинского театра и Мариинского-2 у оркестра появилась возможность чаще представлять публике свои собственные программы.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход