Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен. Рахманинов. Комитас. Бабаджанян


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сергей Хачатрян (скрипка)
Нарек Ахназарян (виолончель)
Лусинэ Хачатрян (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Трио ре мажор, соч. 70

Сергей Рахманинов
Элегическое трио № 1 соль минор

Комитас
Семь танцев для фортепиано соло

Арно Бабаджанян
Трио фа-диез минор


Жанру фортепианного трио суждено было сыграть знаменательную роль в биографии Людвига ван Бетховена. Семилетним мальчиком будущий композитор впервые выступил перед публикой, исполнив несколько фортепианных концертов и трио. Для публикации в качестве соч. 1 молодой Бетховен выбрал три трио для фортепиано, скрипки и виолончели, а его последнее появление на сцене в качестве пианиста ознаменовалось исполнением трио соч. 97 («Эрцгерцог»).
Два трио соч. 70 были написаны летом 1808 года, непосредственно после окончания Шестой симфонии, и вскоре изданы с посвящением графине Марии Эрдёди. За ре-мажорным трио № 1 закрепилось название «Призрак». Это имя трио получило благодаря «призрачной», фантастической музыке второй (медленной) части, где Бетховен вполне материальными средствами добивается эфемерного звучания. Крайние части трио по характеру иные. Первая часть  – лирическая, искренняя пьеса, а энергичный финал состоит в некотором родстве с первой частью Седьмой фортепианной сонаты.
Анна Булычёва

Созданное в 1893 году под свежим впечатлением от смерти П.И. Чайковского, которого Сергей Рахманинов боготворил, «Элегическое трио (Памяти великого художника)» (продолжает традицию трио-эпитафий. В свое время Чайковский посвятил Трио с тем же подзаголовком памяти Н. Г. Рубинштейна. Уже в ХХ веке Д. Д. Шостакович посвящает Второе фортепианное трио ми минор памяти своего незабвенного друга И.И. Соллертинского.
Мужественная, суровая патетика господствует в первой части трио, написанной в форме сонатного аллегро. Его темы – и скорбно-элегические, и захватывающие внутренней энергией, и просветленные – характерны для рахманиновской музыки, уже в юные годы композитора приобретшей глубоко индивидуальные черты. Вспоминается знаменитая фортепианная «Элегия», слышатся отголоски романсов Рахманинова (среди них один с «говорящим» названием «О нет, молю, не уходи!»); композитор цитирует заупокойный церковный напев царя Феодора Иоанновича «Век твой кончается и конец приближается». Следуя архитектуре цикла, предложенной Чайковским в его трио, Рахманинов строит вторую часть в форме вариаций, развивающихся, казалось бы, импровизационно, но вместе с тем обнаруживающих связь и интонационное родство с главной партией первой части. Семь вариаций завершаются просветленной кодой. Лаконичный финал возвращает настроение трагического смятения перед лицом удара судьбы. Рахманинов вплетает в музыкальную ткань финала ряд основных интонаций первой части. Заключает трио скорбный эпилог, в котором возвращается главная тема первой части и дважды повторяется фраза из заупокойного песнопения: земная скорбь соединяется с небесным упованием.
Иосиф Райскин

Обработки народных танцев для фортепиано – вот и все сохранившиеся до наших дней инструментальные пьесы Комитаса (1869–1935). Подавляющее большинство его сочинений предназначено для хора или для голоса с фортепиано. К фортепианной музыке он обратился лишь единственный раз – во время концертной поездки в Париж в 1906 году. В общей сложности известно девять танцев, чаще других звучат семь: «Манушаки» (вагаршапатский), «Еранги» (Ереванский), «Унаби» и «Марали» (шушинские), «Шушики» (вагаршапатский), «Ед у арач» и «Шорор» (эрзрумские). Комитас, за свою жизнь собравший свыше тысячи народных мелодий, говорил: «В армянских крестьянских танцах обычно инструменты не участвуют (хотя их участие введено, но в корне чуждо: танец с инструментальным сопровождением распространен в городах или в тех районах, которые в той или иной мере общаются с чужеродцами). Армянский народ, танцуя – поет». Тем не менее в некоторых танцах он предписал пианисту подражать народным инструментам: свирели, тару, дайре и барабану.

Единственное трио Арно Бабаджаняна было написано в 1952 году, когда композитор преподавал в Ереванской консерватории (до своего окончательного переезда в Москву). Трио принадлежит к числу наиболее значительных инструментальных опусов композитора. Партию фортепиано неоднократно исполнял сам автор.
Трио фа-диез минор очень традиционно, почти академично по структуре. Первая часть открывается медленным вступлением, из интонаций которого рождаются другие темы. В своем изначальном виде тема вступления возвращается в самом конце финала. Каждая из трех частей – своего рода приношение любимым композиторам Бабаджаняна, больше всего повлиявшим на его стиль. Первая часть широкой кантиленой близка Рахманинову, начало второй напоминает о Прокофьеве, финал с ярко выраженным национальным колоритом – о Хачатуряне.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход