ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, соч. 1
Петр Чайковский
Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая»
Рахманинов был создан из стали и золота; сталь в его руках, золото – в сердце.
Иосиф Гофман
Семнадцатилетний студент Московской консерватории Сергей Рахманинов осенью 1890 года приступил к сочинению своего Первого концерта для фортепиано с оркестром фа-диез минор. Концерт был закончен в 1891 году и стал первым произведением, которому юный композитор присвоил порядковый номер в списке сочинений. Уже исполнение первой части концерта автором в сопровождении ученического оркестра под управлением В.И. Сафонова (17 марта 1892 года, Малый зал московского Благородного собрания) захватило аудиторию.
Главная тема первой части концерта звучит по-рахманиновски страстно, привлекая и романтической взволнованностью, и глубокой задушевностью. Лирическая медленная часть, блестящий финал, сочетающий скерцозность и гимничность, – пролог ко многим страницам зрелого стиля композитора.
Обратимся к свидетельству современника. А.В. Оссовский вспоминал спустя годы: «Помню тот страстный, бурный, встряхнувший весь концертный зал порыв, с которым после двух тактов оркестрового унисона Рахманинов яростно накинулся на клавиатуру рояля со стремительным потоком октав в предельном fortissimo… Монументальность, размах, драматическая напряженность, страстная патетика, пленительный певучий лиризм, повелительная сила ритма… – все здесь предвещает в Рахманинове автора гениальных Второго и Третьего фортепианных концертов».
В 1917 году композитор создал вторую редакцию концерта, в которой он с тех пор исполняется.
Петр Ильич Чайковский в одном из писем 1889 года признавался: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы… завершением всей моей сочинительской карьеры». Судьбе было угодно, чтобы это желание композитора осуществилось буквально: спустя несколько дней после премьеры Шестой симфонии в Петербурге (16 октября 1893 года под управлением автора) Чайковский скончался.
«С этой симфонией происходит что-то странное! – писал композитор за неделю до внезапной смерти. – Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ей горжусь более чем каким-либо другим моим сочинением». Однако уже на втором исполнении симфонии, состоявшемся под управлением Эдуарда Направника, увы, после смерти Чайковского, сочинение было оценено по достоинству.
Знаменательны слова из другого письма Чайковского: «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю свою душу…». Борис Асафьев назвал Шестую симфонию «Трагическим документом эпохи». Пронзительная лирическая исповедь обжигает жестокой правдой: жизни человека угрожает не коварный и мстительный рок, фатум – как то было в предшествующих Четвертой, Пятой симфониях Чайковского. Смерть коренится в самой жизни, которая со всеми ее напряженными коллизиями ведет к неизбежному концу – уходу в небытие.
Иосиф Райскин