В программе:
Игорь Стравинский
«Свадебка»
Партия фортепиано – Сергей Бабаян, Марина Радюшина, Дмитрий Левкович,
Станислав Христенко
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром К. 271, ми-бемоль мажор
Солист – Сергей Бабаян
Игорь Стравинский
«Симфония псалмов»
Солисты:
Ирина Васильева (сопрано)
Ольга Савова (меццо-сопрано)
Александр Тимченко (тенор)
Геннадий Беззубенков (бас)
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Туган Сохиев
Пианисты выражают благодарность магазину Steinway Hall (Нью-Йорк) за
безвозмездное предоставление 4 концертных роялей Steinway для
репетиций в Нью-Йорке
И. Стравинский «Свадебка» (1914-1923)
«Свадебка» с подзаголовком «русские хореографические сцены с пением и музыкой» – уникальный жанровый микст, во многом определивший индивидуальные черты театра Стравинского. Композитор признавался, что идею такого произведения ему подсказало чтение собраний «двух хранителей русского языка и духа» – А. Н. Афанасьева и П. В. Киреевского: «Я хотел сочинить нечто вроде обрядовой церемонии, используя по своему усмотрению ритуальные элементы веками освященных в России деревенских свадебных обычаев».
Музыкально-театральному представлению присущ подчеркнуто условный, игровой характер. Действие развивается одновременно на разных уровнях, и четыре этапа обряда (расплетание косы, родительское благословение молодых, выкуп невесты, свадебный пир) демонстрируют множественность взглядов на происходящее. В результате долгих поисков было найдено необычное решение инструментальной партии: надличностный смысл изображаемого призван усилить ансамбль четырех роялей и большой группы ударных.
Надежда Кулыгина
Немалая часть арий, песен, сонат и концертов Вольфганга Амадея Моцарта была сочинена для певиц, скрипачек и пианисток. К числу таких произведений принадлежит Концерт для фортепиано с оркестром № 9 (К. 271) ми-бемоль мажор, написанный для некой мадемуазель Женом. Кем точно она была – неизвестно, но в ХХ веке пианистку идентифицировали с Викторией Жёнами, дочерью великого французского хореографа Жана-Жоржа Новерра. 20-летний Моцарт создал возвышенное, рыцарское произведение, в котором фортепиано является безусловным лидером. Вопреки правилам, в первой части солист сразу же вступает в диалог с оркестром, и в дальнейшем партия фортепиано – «мотор», задающий музыке темп и пульсацию. Минорная вторая часть сложна и серьезна: главная тема излагается в виде канона скрипок, а вскоре пианист присоединяет к ней абсолютно новую мелодию. Посреди финального рондо фортепиано внезапно вступает с новой темой – менуэтом, ломая темп и ритм. Но несмотря на все своенравие молодого автора Концерт № 9 – очень изящное, почти камерное произведение, в котором фортепиано часто остается то наедине со скрипками, то наедине с гобоями.
Анна Булычева
Без Сергея Кусевицкого музыка ХХ века недосчиталась бы доброй половины шедевров. Контрабасист, дирижер и издатель в одном лице – он точно знал, кому из гениев что и в какой момент заказать. Таким образом в 1930 году юбилею Бостонского симфонического оркестра Игорем Стравинским была написана«Симфония псалмов». Композитор начал работать над ней в дни Рождества и очень быстро пришел мысли, что основой его нового сочинения станет Псалтырь. Строки выбраны так, что каждая следующая часть по смыслу продолжает предыдущую – три части симфонии исполняются без перерыва. в симфонии звучит латинский текст псалмов, однако сперва композитор работал с русским текстом, и это отразилось в музыкальных интонациях произведения. Слышна в музыке симфонии и мерность колокольного звона.
«Симфония псалмов» оказала большое влияние на развитие духовной музыки в ХХ веке. Еще сильнее ее влияние на сочиненные в 1930 – 1950-е годы симфонии. Как и в сочинении Стравинского, в них почти обязательным стало окончание финала медленной кодой. Сам же композитор, создавая финал «Симфонии псалмов», скорее всего, был вдохновлен кодой Шестой симфонии Чайковского.
Анна Булычева