В программе:
Александр Скрябин
Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20, фа-диез минор
Солист – Мирослав Култышев (фортепиано)
Игорь Стравинский
Сюита из балета «Жар-птица»
Дмитрий Шостакович
Концерт для скрипки с оркестром № 1, ля минор
Солист – Павел Милюков (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Димитрис Ботинис
В 1896 году 25-летний Александр Скрябин вернулся из заграничного турне, организованного издателем и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым, и буквально на одном дыхании написал свой единственный Концерт для фортепиано с оркестром. В его композиторском багаже было уже немало салонной фортепианной музыки, но с оркестром Скрябин имел дело практически в первый раз.
В трех частях концерта применены разные модели взаимоотношений участников. Во второй части, написанной в форме вариаций, оркестр аккомпанирует роялю, в третьей – соперничает с ним. В первой же части оркестровые инструменты будто становятся продолжением струн фортепиано. Оркестр постепенно присоединяется к звучанию рояля, подхватывает его и возносит к мощным кульминациям.
Музыка первой части окрашена глубоким пессимизмом. Скрябин выбрал ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта – фа-диез минор, тональность ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Партия фортепиано написана максималистски – едва наберется два десятка тактов, где бы рояль молчал. В финале не раз слышится «польский акцент» – отзвуки мужественных и блестящих страниц музыки Шопена. А в меланхоличных эпизодах Скрябин вдохновляется «секвенцией Татьяны», которой открывается «Евгений Онегин» Чайковского.
Анна Булычева
Спектакль «Жар-птица» дягилевского Русского балета 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера имел сенсационный успех. Созданная в тесном содружестве с хореографом Михаилом Фокиным и художником Александром Головиным при участии замечательных артистов балета «Жар-птица» была, по словам парижского критика, «чудом восхитительнейшего равновеия между движениями, звуками и формами». Вскоре после премьеры балета Стравинский составил оркестровую сюиту из «Жар-птицы» (1911), побуждаемый к этому не только успехом музыки, но и заботой о ее более совершенном исполнении в условиях концертного зала. В 1919 году появилась новая сюита, в которой композитор отказался от грандиозного состава оркестра, использованного в балетной партитуре. Четверть века спустя, в 1945 году, Стравинский заново отредактировал инструментовку сюиты. В редакции 1919 года сюита включает следующие эпизоды: Вступление, «Танец Жар-птицы», «Хоровод царевен», «Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельную» и Финал.
Иосиф Райскин
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 99 появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен.
По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но, в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалья и Финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Хотя это отнюдь не сообщает сочинению субъективного или лирического характера. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта – преодоление обстоятельств. Не случайно в Пассакалье Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности.
Анна Булычева