Пять ноктюрнов
Фредерик Шопен – автор около двух десятков ноктюрнов, сочинявшихся им с юности – с 1829 года – и вплоть до самой смерти. К тому времени жанр уже имел долгую историю. Первоначально ноктюрнами назывались ночные службы в католической церкви, а в XVIII веке так же стали именовать оркестровые сюиты, исполнявшие ночью – нечто в характере серенад. Именно таковы оркестровые ноктюрны Моцарта.
Заново открыл этот жанр в 1812 году ирландский музыкант Джон Фильд. У него ноктюрн превратился в салонную пьесу для фортепиано – и как раз тогда в театрах приобрели популярность ночные сцены при лунном освещении, то идиллические, то мрачные, "готические". Шопен, в свою очередь, превратил ноктюрн в нечто вроде "песни без слов". В его ноктюрнах, начиная с самых первых опусов, имитируются различные вокальные жанры – ария, романс, даже хорал. От исполнителя требуется пение на рояле. А поскольку тогда достиг расцвета стиль bel canto, и Шопен был фанатичным поклонником оперы, мелодии ноктюрнов обычно расцвечены виртуознейшими орнаментальными пассажами.
Andante spianto из Большого блестящего полонеза соч. 22
Большой блестящий полонез ор. 22 в творчестве Фредерика Шопена знаменует вершину "блестящего стиля" – концертного стиля, достигшего расцвета к началу 1830-х годов. Шопен сам исполнял это произведение на сцене с оркестром, пока вел такого рода концертную деятельность. В Большом блестящем полонезе первенство целиком и полностью принадлежит солисту – пианисту, а оркестру достается лишь скромная роль аккомпаниатора.
В начале 1830-х Шопен предпослал полонезу вступительную часть – Andante spianato для фортепиано соло. Итальянское слово "spianato" означает "ровно". За ним в нотах следует еще и ремарка "tranquillo" – "спокойно". Большое безмятежное соло написано в характере баркаролы, ровное течение которой прерывает эпизод в ритме мазурки. Шопен, выведший полонез из салона на большую концертную эстраду, решил таким образом усилить национальный характер произведения, включив в композицию еще один польский танец.
Четыре мазурки соч. 33
Четыре мазурки ор. 33 написаны в 1838 году и посвящены графине Мостовской. Год был очень продуктивным для Шопена. Он много путешествовал, вместе с Жорж Санд и ее детьми провел лето на Майорке, а из под его пера одно за другим выходили новые фортепианные произведения.
До Шопена существовали разные традиции мазурки, этот танец мог быть как народным, так и салонным. Все эти оттенки отразились в его музыке, когда он в самом начале 1830-х годов, находясь в Вене, впервые обратился к мазуркам в поисках польского национального стиля. Но его пьесы отличает сложность, какой этот жанр раньше почти не знал, изощренность письма и эмоциональное богатство.
Именно таковы мазурки ор. 33. Редкая тональность первой из них – соль-диез минор – подчеркивает оригинальности решения. В третьей мазурке до мажор слышатся отзвуки деревенских танцев, а заключительная си-минорная мазурка вылилась в масштабную, развитую композицию, по сложности выходящую далеко за пределы салонной музыки.
|
|
Соната № 2 си-бемоль минор
Если потребуется выбрать среди всех фортепианных произведений Фредерика Шопена – полонезов, мазурок, этюдов, баллад, скерцо, вальсов – наиболее значительное, скорее всего, выбор падет на Вторую сонату. Все стили, которыми владел композитор, а это салонный, концертный, танцевальный, отразились в этом сочинении – монументальном сонатном цикле, где бурная романтическая фантазия обуздана строгой классической формой.
Соната появилась летом трудного для Шопена 1837 года (трудного по личным причинам). Все три фортепианные сонаты композитора минорные, однако тональность Второй – си-бемоль минор – из всех трех наиболее мрачна. Самая знаменитая часть сонаты – траурный марш. Он был сочинен Шопеном несколько раньше и затем вошел в состав сонаты. Происхождение его – оперное, по всей вероятности, источником вдохновения послужил марш из "Сороки-воровки" Россини. Финал в уникальной для романтической музыки, аскетичной фактуре (без всякого разделения на мелодию и аккомпанемент), скорее всего, навеян музыкой Баха.
Полонез соч. 53 ля-бемоль мажор («Героический»)
"Героический" полонез ор. 53, законченный в 1843 году, оказался последним в ряду полонезов Фредерика Шопена. После него появился лишь "Полонез-фантазия". Полонез ля-бемоль мажор отличают два качества – большой героический стиль и яркий национальный характер. В нем не осталось ничего от салонных полонезов времен юности Шопена, в которых могло не быть ничего польского и еще меньше – героического.
Когда Шопен неторопливо работал над своими поздними полонезами (это могло занимать у него больше года), Верди и его соотечественники вкладывали в уста героев без страха и упрека виртуозные кабалетты именно в ритме полонеза. Увы, Шопен так и не создал польской национальной оперы, чего от него так ждали на родине... Если бы он это сделал, у главного героя непременно была бы ария-полонез. Однако его фортепианные полонезы не менее виртуозны, масштабны по форме и требуют от исполнителя не меньшей доблести, а от рояля – поистине оркестрового звучания.
Анна Булычева
|